План создания нового хранилища биомедицинских и биологических препринтов — bioRxiv.org — получил поддержку почти десятка главных научных фондов, включая правительственные агентства, главные фонды и научные исследовательские благотворительные учреждения. Однако пока неясно, должно ли хранилище реально хранить информацию или только агрегировать, пишет ScienceInsider.

Хотя подтверждения получения грантов пока нет, НКО ASAPbio объявило прием заявок на создание так называемого «центрального сервиса» для препринтов, то есть статей, которые еще не приняты к печати или только прошли рецензирование. В сотрудничестве с Национальными институтами здоровья США, Европейским исследовательским советом, Медицинским научным советом Великобритании, Медицинской школой Говарда Хьюза и фондами Wellcome Trust и другими донорами ASAPbio выпустил согласованный набор правил и требований для хранилища. К примеру, оно можем иметь совет директоров из ученых, которые независимы от тех, кто присылает и читает препринты.

Центральный сервис представляет собой агрегатор нескольких сайтов препринтов, которые возникли в течение последних нескольких лет. К примеру, некоторые биологические препринты публикуются в arXiv.org — знаменитом хранилище препринтов по астрономии и физике, другие поступают на такие сайты как PeerJ. Команда ASAPbio отмечает, что многие известные издатели рассматривают создание своих собственных сайтов препринтов. «Препринты в биологии скорее будут распределяться по нескольким источникам, чем соберутся в один», — говорится в блоге ASAPbio о потенциальных преимуществах агрегаторов типа Центрального сервиса.

По словам Джессики Полка (Jessica Polka), директора ASAPbio в Кембридже (США), последнее предложение может быть в конечном счете ответом, если спонсоры bioRxiv ответят на прием заявок. «bioRxiv дает отличный сервис научному сообществу. bioRxiv может отвечать индивидуально или как часть консорциума на возможность стать центральным сервисом», — написала Полка на запрос ScienceInsider.

Одна из целей нового хранилища — сделать препринты более читаемыми и легкими для поиска, а также поддержать разнообразие форматов отличных от PDF, принятой в bioRxiv.org и у его конкурентов. Предполагается создание программы, которая конвертирует стандартные файлы Word в более «компьютерно-дружественные». Это имеет смысл, тем более, что опрос в twitter показал востребованность форматов статьей, удобных для чтения на смартфоне.