0 комментариев 689

Новая модель наследования человеческого роста

Группа ученых из России предложила новую модель для изучения наследования роста человека, позволяющую учитывать взаимодействие между разными факторами, оказывающими влияние на рост. Результаты исследования опубликованы в журнале European Journal of Human Genetics.

© Depositphotos / jinga80

Рост человека – пример классического количественного признака, который зависит от пола, генетических факторов и условий окружающей среды.

Ученые из Сколтеха, Новосибирского государственного университета, Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН и Института науки и технологий Вены проанализировали распределение роста человека в популяции и его зависимость от пола, генетических факторов и условий среды на огромном наборе данных из более чем 369 тысяч британцев и на усредненных данных по росту мужчин и женщин в различных этнических группах по всему миру.

Классическая модель, описывающая этот признак, подразумевает, что эффекты различных факторов, влияющих на рост, складываются. Учёные показали, что при рассмотрении далёких популяций или больших выборок в такой модели приходится учитывать взаимодействия между этими факторами. Например, придётся считать, что определённые генетические варианты имеют большее влияние на рост мужчин, чем на рост женщин. В альтернативной модели, предложенной исследователями, эффекты пола, генетических факторов и условий среды не складываются, а перемножаются, и их можно считать независимыми.

«В рамках устоявшейся модели на вопрос о том, насколько средний рост мужчин больше среднего роста женщин, в каждой стране нам пришлось бы назвать разное число сантиметров. Теперь же можно ответить просто - «на 8%». То же самое касается и влияния на рост условий окружающей среды и генов, их относительное (а не абсолютное) влияние оказалось одинаковым во всех исследованных популяциях», – рассказывает аспирант Центра наук о жизни Сколтеха Иван Кузнецов.

Источник информации: Сколтех