Группа ученых из России предложила новую модель для изучения наследования роста человека, позволяющую учитывать взаимодействие между разными факторами, оказывающими влияние на рост. Результаты исследования опубликованы в журнале European Journal of Human Genetics.

© Depositphotos / jinga80

Рост человека – пример классического количественного признака, который зависит от пола, генетических факторов и условий окружающей среды.

Ученые из Сколтеха, Новосибирского государственного университета, Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН и Института науки и технологий Вены проанализировали распределение роста человека в популяции и его зависимость от пола, генетических факторов и условий среды на огромном наборе данных из более чем 369 тысяч британцев и на усредненных данных по росту мужчин и женщин в различных этнических группах по всему миру.

Классическая модель, описывающая этот признак, подразумевает, что эффекты различных факторов, влияющих на рост, складываются. Учёные показали, что при рассмотрении далёких популяций или больших выборок в такой модели приходится учитывать взаимодействия между этими факторами. Например, придётся считать, что определённые генетические варианты имеют большее влияние на рост мужчин, чем на рост женщин. В альтернативной модели, предложенной исследователями, эффекты пола, генетических факторов и условий среды не складываются, а перемножаются, и их можно считать независимыми.

«В рамках устоявшейся модели на вопрос о том, насколько средний рост мужчин больше среднего роста женщин, в каждой стране нам пришлось бы назвать разное число сантиметров. Теперь же можно ответить просто - «на 8%». То же самое касается и влияния на рост условий окружающей среды и генов, их относительное (а не абсолютное) влияние оказалось одинаковым во всех исследованных популяциях», – рассказывает аспирант Центра наук о жизни Сколтеха Иван Кузнецов.

Источник информации: Сколтех