Группа ученых из Кембриджского университета под руководством профессора Ахилеша Редди (Akhilesh Reddy) изучили связь распространения вирусов с биологическими часами организма. Оказалось, что ночное время благоприятствует распространению вируса. Подробности их исследования опубликованы в журнале PNAS, кратко результаты пересказывает пресс-релиз Кембриджского университета.

Биологи изучали распространение вируса герпеса у мышей, находившихся в помещении, где 12 часов было светло, а 12 часов темно. Как выяснилось, в тот момент, когда мыши засыпали, вирус распространялся в их телах в 10 раз быстрее, чем в те часы, когда они переходили к активной фазе. Когда же тот же эксперимент был проведен на мышах с удаленным геном Bmal1, контролирующем циркадные ритмы, то скорость распространения вируса была высока в любое время суток.

Ахилеш Редди отметил, что полученные результаты совпадают с результатами недавно опубликованного исследования, в котором утверждалось, что эффективность вакцины против гриппа различается в разное время суток. По всей видимости, это объясняет и тот факт, что вирусные заболевания больше распространяются зимой — ген Bmal1 менее активно действует в зимние месяцы.

Все эти выводы, с одной стороны, стоит использовать при организации защиты от вирусов. С другой стороны, ясно, что люди, работающие посменно и регулярно не спящие ночью, оказываются в группе риска и, возможно, должны прежде всего получать прививки от гриппа.

[Фото: UNAMID]