Ученые из Венского политехнического университета (Австрия) с коллегами из США, Швейцарии и Германии создали новое состояние материи, установив, что между ядром атома и электронами можно разместить другие атомы. Статья физиков опубликована в журнале Physical Review Letters, кратко о результатах сообщается в пресс-релизе на сайте университета.

Исследователям удалось объединить два состояния материи: конденсат Бозе-Эйнштейна, который образуется атомами при нулевой температуре, и ридберговские атомы, в которых электроны вращаются вокруг ядра на большом расстоянии. Получился гигантский атом, заполненный обычными. Все они атомы формируют слабую связь с «главным», создавая при низких температурах новое экзотическое состояние вещества. Этому состоянию автор исследование дали название «ридберговские поляроны».

«Получилось необычное состояние вещества. Стадартно заряженное ядро атома связывает окружающие электроны. В данном же случае есть электрон, связывающий нейтральные атомы», — отметил Сюхэи Ёсида (Shuhei Yoshida), ведущий автор работы.

В таких особых атомах среднее расстояние между электроном и его ядром может достигать нескольких сотен нанометров, что более чем в тысячу раз превышает радиус атома водорода.

[Иллюстрация: TU Wien]