В опубликованной в Nature статье ученые из Израиля объяснили, почему некоторые люди набирают вес после окончания диеты и как это изменить. Они советуют не сидеть на жестких диетах для похудания, потому что это портит микрофлору кишечника, а просто включить в рацион больше растительной пищи, пишет The Conversation.

После диеты люди часто набирают вес заново и даже становятся более тучными. Это явление связывают с изменением метаболизма, но что его вызывает? Исследования на близнецах показали, что здесь задействованы негенетические факторы. Рабочая гипотеза состоит в том, что когда человек набирает вес, он как-то перезагружает внутренний механизм в соответствие с большим весом, а когда худеет, то организм делает все, чтобы вернуть этот большой вес.

В новом исследовании из нескольких израильских институтов ученые работали с мышами, которых посадили на так называему «йо-йо диету» (yo-yo diet — от известной детской игрушки), которая проводится циклами. Они заставили животных испытать несколько циклов потери и набора веса. Как и люди, мыши в эксперименте медленно набирали вес по сравнению с теми мышами, что продолжали держаться устойчивой диеты, даже если это была высокожирная диета.

Мыши, вернувшие себе вес, расходовали меньше энергии, чем те, что сидели на устойчивой диете. Этот эффект известен и у людей, которые сидят на циклических диетах. Чтобы узнать причину такого явления, ученые изучили сообщество микрооганизмов нашего кишечника. Они отметили разницу в сообществе кишечных микробов у сидящих на йо-йо диетах и у нормальных мышей, в частности наблюдалось сокращение разнообразия сообщества, так же как и у больных ожирением и имеющих другие метаболические проблемы. Когда ученые пересадили это нарушенное сообщество из организма набравшей вес мыши в нормальную мышь с нормальной диетой, они увидели, что эти мыши стали набирать вес. Это стало доказательством того, что сообщества микробов влияют на набор веса.

Исследование показало, что изменились как раз те микроорганизмы, что производят полифенолы. Эти соединения получают из растений, они важны для здорового кишечника.

Из нескольких способов лечения проблемы для человека лучше всего подходит прием таблеток, которые замещают некоторые из этих особых полифенолов.

Из этого авторы сделали вывод, что временное снижение веса опасно для метаболизма, потому что нарушает микрофлору в кишечнике и заставляет сжигать меньше энергии. Значит, после жиросжигательной диеты нужно сидеть на диете, которая поддерживает нормальную кишечную микрофлору, — фрукты и овощи, орехи, оливковое масло первого отжима, кофе, темный шоколад и даже немного красного вина.

Авторы работы советуют избегать жестких диет, основанных на снижении калорийной пищи. Лучше перейти на питание, полное растительной пищи, и позволить микробам сделать остальное.