Палеоботаники из Бристольского университета (Великобритания) вычислили, что наземные (высшие) растения появились в кембрии, 500 миллионов лет назад. До этого считалось, что им примерно на 80 миллионов лет меньше. Поскольку именно наземные растения создали кислород, которым мы дышим, вполне вероятно, что они начали влиять на судьбу животных раньше, чем предполагалось. Научная статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Возраст ископаемых остатков наземных растений особенно трудно определить, так как у них нет костного скелета. Почти все их ткани достаточно мягкие и содержат много органических веществ, легко разлагающихся со временем. Поэтому авторы новой статьи применили сравнительно новый метод «молекулярных часов». Он сравнивает гены различных организмов, выполняющие одинаковые функции, и подсчитывает число различий в их нуклеотидном составе. Чем выше количество таких различий, тем раньше представители сравниваемых видов отделились от общего предка. А сопоставляя полученные данные с проверенными датировками ископаемых останков близкородственных видов, можно установить точное время такого расхождения.

Ученые применили такой анализ последовательностей генов для ста далеких друг от друга видов водорослей и наземных растений. Ответвление одной группы растений от других они оценивали не только по последовательностям нуклеотидов в их генах, но и по датировкам ископаемых находок. Так они установили, что наиболее вероятное время выхода многоклеточных фотосинтезирующих организмов на сушу — кембрийский период, около 500 миллионов лет назад. Эта цифра больше, чем общепринятая датировка — 420 миллионов лет назад. Получается, что ряд эволюционных событий, произошедших с растениями и животными после их выхода на сушу, длились дольше, чем до сих пор считалось.

Специалисты по ископаемым растениям, не принимавшие участие в работе, предостерегают коллег от поспешных выводов. Они напоминают, что метод «молекулярных часов» почти всегда приписывает организмам больший возраст, чем тот, что определяется при датировке их ископаемых остатков.

[Иллюстрация: Proceedings of the National Academy of Sciences]