Группа ученых из шведского Технологического университета Чалмерса, в состав которой входит и российский ученый Аркадий Гоносков (Arkady Gonoskov) из Института прикладной физики РАН, создала компьютерную модель золотой наноскопической елочки, которая зажигается, когда через нее проходит лазерный луч. Об этом они рассказали в Известиях Корнелльского университета.

Этот эксперимент — не просто предновогоднее развлечение. Ученые исследовали взаимодействие лазера с высокой интенсивностью излучения с объектом, обладающим наноструктурой. Их интересовало, в частности, поведение электронов в подобной структуре.

Когда свет вступает в контакт со свободными электронами металлов, то на поверхности этих металлов возникают своеобразные волны — плазмоны.

В последнее время плазмоны привлекли внимание многих исследователей. Портал Научная Россия уже писал о получении принципиально нового пучка света, который распространяется, не расходясь в стороны, оставаясь сфокусированным и управляемым, полученном с помощью плазмонов, а также о том, как сингапурские ученые с помощью плазмонов достигли максимально возможного разрешения цветной печати.

Теперь же оказалось, что золотая елочка, украшенная стеклянными шарами и стеклянной звездой, может показать новый способ использования энергии. Когда свет лазера проходит через елочку, то возникают сильные градиенты напряженности электронного поля, из-за которых сама елочка и особенно игрушки на ней начинают светиться.

Иллюстрация в материале из статьи, которая опубликована в Известиях Корнелльского университета.