Немецкие ученые впервые напрямую обнаружили в атмосфере дневной стороны Венеры атомарный кислород, сообщает Институт оптических сенсорных систем в Берлине (Institute of Optical Sensor Systems in Berlin). Открытие было зафиксировано и описано в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Исследователи проанализировали данные, полученные с помощью Стратосферной обсерватории инфракрасной астрономии (SOFIA) на базе специализированной версии Boeing 747, с целью изучения свойств и химического состава атмосферы Венеры в 17 точках. В каждой из них были найдены доказательства существования атомарного кислорода.

«Атомарный кислород считается одним из главных компонентов термосферы и мезосферы Венеры, однако до настоящего времени все известные свидетельства его существования были получены косвенным путем. Мы впервые напрямую обнаружили его в атмосфере дневной и ночной стороны планеты при помощи терагерцового спектрометра upGREAT», – говорится в исследовании. Астрофизики долгое время предполагали, что кислород присутствует в атмосфере Венеры на обеих сторонах. Несмотря на то, что в атмосфере планеты содержатся высокие уровни угарного и углекислого газа, обнаружить доказательства присутствия кислорода в элементарной форме было сложной задачей в связи с его склонностью быстро связываться с другими элементами.

Ученые считают, что кислород образуется благодаря воздействию солнечной энергии, которая расщепляет молекулы угарного и углекислого газа. Образовавшиеся атомы перемещаются на темную сторону планеты в результате сильных ветров в атмосфере Венеры, где они затем соединяются, образуя молекулярный кислород и вступая в реакцию с другими элементами.

Вероятно, атомарный кислород в атмосфере Венеры оказывает охлаждающее действие на планету, поскольку отдельные атомы кислорода взаимодействуют с другими молекулами, такими как углекислый газ, передавая им свою энергию.