На севере Японии найдены останки утконосого «божественного ящера»

Японские палеонтологи обнаружили почти полный скелет динозавра, который обитал на Земле 72 миллиона лет назад. Древний ящер относится к неизвестному ранее виду травоядных утконосых динозавров. Ученые назвали его Kamuysaurus japonicus, сообщает пресс-служба Университета Хоккайдо. Описание находки появилось в журнале Scientific Reports.

Часть скелета Kamuysaurus japonicus (что переводится как «божественный ящер из Японии») была найдена в 2013 году в отложениях группы Хакобучи, которые сформировались около 72 миллионов лет назад. Длина тела древнего ящера достигала восьми метров, а вес – четырех или 5,3 тонн, в зависимости от того, передвигался он на двух или на четырех ногах. Он умер во взрослом возрасте: на тот момент ему было девять лет или даже больше. Лобная кость этого динозавра соединяется с носовой костью суставной поверхностью, что говорит о том, что у динозавра мог быть гребень. Считается, что он, если существовал, был похож на тонкий, плоский гребень у брахилофозавров (Brachylophosaurus canadensis) – также утконосых динозавров, – окаменелости которых были обнаружены в Северной Америке.

Исследователи во главе с профессором Ёсицугу Кобаяши (Yoshitsugu Kobayashi) из музея Университета Хоккайдо провела сравнительный и филогенетический анализ 350 костей и 70 таксонов гадрозавридов (утконосых динозавров). Они определили, что Kamuysaurus japonicus принадлежит к кладе эдмонтозаврин (Edmontosaurini), к которой относятся также керберозавр (Kerberosaurus manakini), останки которого были найдены в России, и лайянгозавр (Laiyangosaurus youngi), чьи окаменелости были обнаружены в Китае.

Ученые также смогли определить происхождение клады эдмонтозаврин и проследить миграцию ее представителей. Последние общие предки этой клады распространились по всей Азии и Северной Америке, которые были связаны Аляской, что позволяло динозаврам путешествовать между двумя континентами. Так, камуйзавры, керберозавры и лайянгозавры населили Дальний Восток в годы Кампанского яруса верхнего мела (83,6-72,1 миллиона лет назад).

Палеонтологи выдвинули гипотезу, что предки гадрозавридов и его подсемейств, гадрозавринов (Hadrosaurinae) и ламбеозавринов (Lambeosaurinae), предпочитали обитать в районах около океана, а значит окружающая среда береговой линии была важным фактором для возникновения разнообразия гадрозавридов на ранних этапах эволюции.

[Иллюстрация: Kobayashi Y., et al, Scientific Reports, September 5, 2019]