Наши мышцы не помнят даже длительные тренировки вроде бега, поездок на велосипеде и плавания. Это выяснили авторы статьи, опубликованной в PLOS Genetics. Укоренившееся представление о том, что если спортсмен был в форме, то ему легко восстановиться после перерыва, оказалось мифом — по крайней мере для тех, кто тренируется на выносливость.

Упражнения на выносливость очень полезны для тела. Сокращения слабых мышц, повторяющиеся в течение длительного времени, как при велоспорте, изменяют белки, которые вовлечены в метаболизм. Тренированные мышцы становятся более энергоэффективными, что способствует сопротивляемости болезням типа диабета, сердечно-сосудистым заболеваниям и некоторым видам рака. Вопрос заключается в том, как долго продолжаются эти процессы в организме после прекращения тренировок.

Разобраться с этим решили ученые из Швеции под руководством Мален Линдхолм (Maléne Lindholm) из Каролинского института в Стокгольме. Они наблюдали тренировки волонтеров в течение 15 месяцев. Первые три месяца 23 волонтера тренировались по четыре раза в неделю, взбрасывая одну ногу 60 раз в минуту в течение 45 минут. Другая нога отдыхала. Ученые брали биопсию мускулов до и после трехмесячного эксперимента, чтобы посмотреть, как активность генов изменяется от тренировок. Особенно их интересовало количество мРНК, которая фиксирует изменения белков. Гены, ассоциированные с производством энергии, изменились из-за тренировок больше других.

Через девять месяцев после окончания опыта ученые снова взяли биопсию мышц бедра у 12 волонтеров, но не нашли большой разницы в схемах активности генов обеих ног — той, которую тренировали, и той, которая отдыхала.

«Мы сделали вывод, что эффект от тренировок потерян. Еще через три месяца волонтеры возобновили тренировки, теперь обоих ног, и мы не увидели разницы», — цитирует Линдхольм издание ScienceNews.

Однако есть нюанс: если мышцы не помнят тренировок, то их могут помнить другие органы. Сердечно-сосудистая система, к примеру. Хорошо тренированные связи между нервами и мышцами тоже, возможно, способствуют тому, что бывшие спортсмены приходят в форму быстрее, чем люди, никогда не тренировавшиеся.

«Они знают, как тренироваться, как нужно себя чувствовать. Ваш мозг точно знает, как активировать ваши мышцы, вы не забыли, как сделать это», — прокомментировала исследовательница.