Просьбу о резервировании научных кадров, выполняющих государственное задание, на случай получения мобилизационного предписания отправили президенту РАН и министру науки и высшего образования молодые ученые. Корреспондент «МК» ознакомилась с письмом Совета молодых ученых, подписанным его председателем Андреем Котельниковым.
«Подготовка научных кадров, проведение научных исследований и внедрение их результатов в наукоемкое производство является долговременным непрерывным процессом, - напоминает в письме Котельников. – В условиях острой нехватки научных сотрудников по целому ряду направлений военная мобилизация может нанести серьезный ущерб научным организациям».
Председатель Совета молодых ученых отмечает, что без значительной части ученых страна может утратить целые научные школы и направления, в результате чего обеспечение ее технологического суверенитета может оказаться под большим вопросом.
В связи с этим СМУ просит свое руководство, во-первых, разъяснить правовой статус сотрудников институтов, подлежащих военному призыву, во-вторых, определить порядок действий институтов по резервированию своих кадров, выполняющих госзадания, в-третьих, внедрить механизм бронирования научных сотрудников от военного призыва (с составлением соответствующего реестра лиц).
По мнению молодых ученых, бронь от военного призыва необходима сотрудникам, имеющим ученые степени, и учащимся очной аспирантуры.
А вот мнение заместителя председателя Профсоюза работников РАН, вице-президента Всемирной федерации научных работников, главного научного сотрудника Института прикладной физики РАН Вячеслава Вдовина:
– Ситуация с мобилизацией имеет два аспекта, которые волнуют сообщество.
Первый вопрос касается излишнего рвения чиновников военкоматов, которые высылают повестки тем, кто заведомо не подлежит мобилизации. Мы уже обсудили эту ситуацию с нашими региональными организациями и знаем, как отстоять права наших сотрудников. Респект СМУ, который заботится о молодых сотрудниках, но сейчас стоит вопрос и о защите прав более старшего поколения ученых.
Второй вопрос связан с пониманием роли ученого для государства. Все мы помним фразу Наполеона, произнесенную им в египетском походе: «Ослов и ученых в середину, армию – в каре». Начиная со времен Наполеона и заканчивая Великой Отечественной войной руководство понимало, что ученый более ценен на своем рабочем месте, чем на поле боя.
Мы считаем, что мобилизационные списки чересчур расширены, нам бы хотелось, как максимум, чтобы все сотрудники академического сектора науки получили бронь. Мозг нации нужно беречь.
Ко всему прочему, около сотни российских институтов имеют статус организаций, входящих в оборонно-промышленный комплекс страны. Мы считаем, что уж их сотрудники точно должны сейчас работать на своих рабочих местах.
Семь академических институтов недавно были включены в обновленный санкционный список Минфина США. В него вошли НПО им. Лавочкина, ИСС им. Решетнева, ИПФ РАН, ФИАН, питерский Физтех... Это посыл со стороны противника, что эти институты представляют серьезную опасность для Соединенных Штатов. И нам это надо четко воспринимать.
Что же касается тех, кому по закону положено служить, мы защищать не собираемся, они должны пройти мобилизацию.
Автор: Наталья Веденеева
Фото: Наталия Губернаторова