Успешное отделение демонстрационного десантного модуля Schiaparelli (Скиапарелли) от орбитального модуля TGO (Trace Gas Orbiter) в рамках миссии ЭкзоМарс-2016 состоялось 16 октября 2016 года. Модуль должен пересечь орбиту планеты и 19 октября совершить посадку на его поверхности, сообщает сайт Роскосмоса.

Ученые ожидают, что ориентировочно 19 октября в 17:48 по московскому времени модуль Скиапарелли начнет передачу сигнала с поверхности Марса. Сигнал будут принимать и записывать марсианские зонды Mars Express — непосредственно во время посадки, Mars Reconnaissance Orbiter —  через несколько минут после посадки и TGO —непосредственно во время посадки. На Земле сигнал будут принимать несколько станций дальней космической связи. В частности, в России планируется прием сигналов орбитального модуля TGO станциями в Медвежьих озерах и Калязине, по которым можно будет судить о начале маневра торможения и о выходе аппарата из радиотени Марса после окончания торможения.

В свою очередь, орбитальный аппарат TGO 17 октября выполнит маневр перехода на гиперболическую относительно Марса орбиту, с которой начнет маневр торможения для выхода на орбиту спутника Марса.

Российско-европейская миссия ЭкзоМарс (ExoMars) стартовала 14 марта. Планируется, что модуль TGO будет изучать атмосферу Марса, в частности, распределение водяного льда в его грунте. Скиапарелли отработает на планете всего несколько дней до окончания заряда батарей, его главная задача — отработать именно технологию спуска и посадки перед вторым этапом проекта, в рамках которого в 2020 году на Марс отправится посадочная платформа и марсоход.