Новые данные подтвердили предположения о том, что сверхмассивные черные дыры в центрах галактик окружены множеством маленьких черных дыр, - сообщает BBC.

Чарльз Хейли из Колумбийского университета в Нью-Йорке и его коллеги использовали архивные данные рентгеновского телескопа Chandra Nasa, чтобы прийти к выводам, которые опубликованы в журнале «Nature».

Они сообщают об обнаружении десятка неактивных и маломассивных «двойных систем», в которых звезда вращается вокруг невидимого спутника - черной дыры.

Супермассивная черная дыра в центре Млечного Пути, известная как Стрелец A* (Sgr A*), окружена гало из газа и пыли, которое обеспечивает идеальную питательную среду для рождения массивных звезд. Эти звезды живут, умирают и могут превращаться в черные дыры. Маломассивные черные дыры, видимо, попадают под влияние Sgr A*, теряют свою энергию и оказываются в плену у ее силы. Некоторые из них связываются со звездами, образуя те самые «двойные системы».

В предыдущих попытках обнаружить популяцию черных дыр ученые надеялись увидеть яркие вспышки рентгеновских лучей, иногда испускаемые черными дырами. Однако галактический центр настолько далек от Земли, что только раз в 100-1000 лет эти вспышки бывают настолько сильными и яркими, чтобы их можно было увидеть, - объяснил профессор Хейли. Вместо этого он со своей командой начал искать слабое, но устойчивое излучение, испускаемое «двойными системами» в неактивном состоянии.  «Изолированная, «холостая» черная дыра – просто черная, она ничего не делает, - рассказал Чарльз Хейли. – Но, когда черная дыра связана с маломассивной звездой, этот «брак» дает слабое, но постоянное и фиксируемое излучение».

Вспышки рентгеновских лучей от маломассивных черных дыр, связанных со звездами, были зафиксированы 12 раз на расстоянии трех световых лет от Sgr A*, по данным Chandra Nasa.

Команда исследователей считает, что в Sgr A* окружена 300-500 маломассивными "двойнными системами" и 10 000 изолированных маломассивных черных дыр.

Профессор Хейли заявил, что открытие «подтверждает основную теорию», добавив, что «это значительно продвинет исследование гравитационных волн, потому что знание количества черных дыр в центре типичной галактики поможет лучше предсказать, какое количество изменений гравитационного поля связано с ними».

Гравитационные волны – «рябь пространства-времени». Они были предсказаны общей теорией относительности Альберта Эйнштейна и обнаружены экспериментом Лиго в 2015 году. Одна из причин возникновения гравитационных волн - столкновение отдельных черных дыр.