Математики посчитают, как меняется общественное мнение

Ученые надеются, что математический анализ динамики систем человеческих убеждений позволит предсказывать общественное мнение и, возможно, управлять им.

Международный коллектив ученых, в состав которого входят ученые из Университета ИТМО, Института проблем машиноведения РАН и Института проблем управления РАН, построили математическую модель, объясняющую, как меняются со временем системы убеждений в социуме. Статья опубликована в журнале Science.

Ученые исследовали, как меняются системы убеждений, выражающие отношение людей к группе связанных тем: если мнение человека по одному вопросу меняется, это может повлечь изменение его мнений и по другим темам. При этом на его позицию будут существенно влиять два основных фактора: сформировавшиеся у человека субъективные логические связи между разными явлениями и восприимчивость человека к мнению окружающих, которые могут как разделять его систему логических связей.

В данном случае в качестве объекта исследования была взята динамика изменений мнения американского общества по поводу войны в Ираке. Социологи выдвинули гипотезу, что в 2003 году под влиянием речи госсекретаря США Колина Пауэлла в ООН у американских общественных деятелей образовалась ложная «логическая» связка между тремя убеждениями: у Саддама Хуссейна есть запасы оружия массового уничтожения в Ираке; это является угрозой для США; поэтому вторжение США в Ирак будет борьбой за безопасность. Данная логическая связка, повлиявшая на формирование позиции общества по данным трем вопросам, выражается в том, что вера в первое утверждение влечет высокую уверенность в двух других.

Результаты компьютерных расчетов по модели, представленной в статье, где «веса» и граф взаимных влияний между членами группы выбраны случайно, показывают сходство с реальными социологическими опросами, проводимыми в период начала вторжения в ;Ирак.

При этом верным оказалось и обратное: при разрушении веры в одно положение связанные с ним утверждения также становятся для человека неубедительными. Когда реальных доказательств наличия заявленного оружия в Ираке не оказалось, это привело к ярко выраженной национальной неприязни по отношению к войне.

«Мы одни из первых, кто стал учитывать образующиеся в ходе этого внутреннего процесса логические связи между убеждениями. Мы показали, как наличие этих связей может менять общественное мнение. И самое важное, что мы смогли изучить предложенные модели с помощью строгих математических методов», — прокомментировал соавтор работы Антон Проскурников из Университета ИТМО.

математические модели общественное мнение системы убеждений социум