Ученые «подсмотрели» у животных приемы, позволяющие им впадать в зимнюю спячку, и сейчас пробуют применять их на людях. Похоже, погружать людей в спячку станет возможно уже при нашей жизни, что очень пригодится во время космических полетов, особенно на далекие расстояния. Об этом пишет газета Independent со ссылкой на мнение Леопольда Саммерера (Leopold Summerer), главы команды перспективных научных исследований в Европейском космическом агентстве (ESA).

Зимняя спячка, она же гибернация — особое состояние организма млекопитающих, при котором температура их тела падает, дыхание и сердцебиение существенно замедляются, и вообще интенсивность всех процессов в организме падает до минимально возможных отметок. Гибернация позволяет, скажем, медведям сократить до минимума расход энергии и проспать таким образом всю холодную зиму.

Для людей такая спячка может иметь другое важное прикладное значение. Оно уже описано в сотнях и тысячах фантастических романов, где космонавтов, отправляющихся в путешествие к далекой звезде, искусственно погружают в гибернацию, чтобы они не тратили энергию и время своей жизни, а также не испытывали стресс от длинного космического путешествия. Это также позволило бы сэкономить на питании звездолетчиков и снизить количество отходов.

По словам Саммерера, ученые вовсю работают над тем, чтобы воплотить эту идею в жизнь. Они уже взяли на вооружение некоторые «приемы» впадающих в спячку животных — например, искусственное понижение температуры тела (гипотермия) на несколько дней уже используется при лечении людей с тяжелыми повреждениями мозга.

Теперь ученые проверяют, можно ли, понизив температуру тела на более долгий срок —несколько недель — погрузить человека в околосонное состояние, подобное гибернации. При этом, конечно, не повредив его здоровью.

«Все это не значит, что уже скоро мы увидим погруженных в гибернацию астронавтов, но мы учимся у природы понимать некоторые вещи, происходящие с животными во время зимней спячки, такие, как предотвращение деградации костей или сокращения мышечной массы. Это уже было бы очень полезно применить к людям во время длинных космических полетов», сказал Саммерер.

Отметим, что те же медведи, набирая жир перед зимней спячкой, кроме всего прочего также избегают и диабета, развитие которого у людей в подобной ситуации было бы практически неизбежно. Только недавно биологи наконец разобрались, как медведям это удается.

Кроме того, полгода назад было обнаружено млекопитающее, проводящее в спячке целых 9 месяцев — это уже ближе к тому, что нужно в перспективе космонавтам.