Международная конференция по компьютерной лингвистике «Диалог» проходит в эти дни в РГГУ. «Научная Россия» уже рассказывала о первом дне и докладах этого мероприятия. Второй день начался с докладов, касающихся семантики различных языковых единиц, в том числе, например, условных предложений и аспектуальных (видовых) пар глаголов в русском языке.

Валентина Апресян из Института русского языка РАН рассказала о том, как в русском языке пересекаются значения у глаголов «пропасть» и «исчезнуть». Оказывается, на разницу между употреблением этих слов влияет не только скорость исчезновения и полнота прекращения существования, но и ожидания говорящего от развития ситуации, а также причина случившегося и тип исчезнувшего объекта.

Развитие темы вполне могло бы лечь в основу философского рассуждения или художественного рассказа в духе Борхеса.

Литературные аналогии в целом витали в воздухе и дальше. Доклад Даниила Тискина из Санкт-Петербургского университета переводил обсуждение языковых явлений в область научной фантастики: он исследовал семантику условных предложений и рассуждал о параллельных мирах — а также о том, можно ли считать слово «если» так называемым квантором по мирам, то есть обладающим способностью отсылать читателя к некоторому множеству параллельных вселенных.

Параллельная секция утренней сессии была посвящена подведению итогов соревнования по компьютерной лингвистике — SentiRuEval-2016. Его участники пробовали свои силы в составлении, анализе и генерации сентиментов, в том числе в социальных сетях. Машинной обработке хорошо поддаются шаблоны, которыми мы все пользуемся при выражении чувств в Twitter и Facebook, поэтому для компьютерного лингвиста социальные сети представляют собой отличный материал для обучения компьютера анализу человеческой коммуникации.

Во второй половине дня в одной из секций шла речь о мультимодальных корпусах жестов (секция была посвящена памяти Елены Гришиной, выдающегося лингвиста, чья работа непосредственно касалась изучения языка жестов). Участники другой секции обсуждали лексическую семантику и лексикографию в той мере, в какой распознавание разных смыслов доступно для машинной обработки.

День закончился разговором об автоматическом анализе документов, таких как научные статьи и книги; а вечер ознаменовался продолжительным разговором о принципах автоматического определения поэтических размеров и обсуждением одного из вечных филологических вопросов, впервые в литературе поднятого еще Мольером: чем стих отличается от прозы.