Лечение рака с помощью ускорителя позволяет уничтожить 99% клеток опухоли

Новосибирские ученые успешно испытали ускоритель для бор-нейтронозахватной терапии (БНЗТ).

Ученые новосибирского Института ядерной физики (ИЯФ) СО РАН успешно испытали ускоритель для бор-нейтронозахватной терапии (БНЗТ). В рамках эксперимента удалось уничтожить 99% опухолевых клеток, сообщает ТАСС со ссылкой ведущего научного сотрудника лаборатории БНЗТ Сергея Таскаева.

Эксперимент проводился на клеточных культурах позвоночных из коллекции Института цитологии РАН (Санкт-Петербург). Ученые выбрали глиому и глиобластому головного мозга, которые не лечатся никаким другим способом. В качестве примера здоровых клеток использовались ткани китайского хомячка, которые традиционно используют в подобных экспериментах. Пучок был настроен на то, чтобы лечить опухоли, которые расположены на некоторой глубине внутри организма — клеточные культуры поместили в сосуд из оргстекла, имитирующий голову человека, которую затем положили под мишень ускорителя.

Суть метода состоит в том, что в опухолевых клетках, в отличие от здоровых, накапливается стабильный изотоп бор-10. Далее клетки облучаются нейтронами, в результате внутри клетки происходит ядерная реакция, и она погибает. Одной из задач эксперимента было подтвердить, что больные клетки, накопившие бор, действительно погибают от воздействия нейтронов, а не от других факторов. Эксперимент подтвердил рабочую гипотезу. «Чем больше бора, тем меньше выживаемость клеток. Это говорит о том, что основной вклад в "убийство" клеток вносит именно процесс, когда нейтрон поглощается бором», — объяснил Таскаев.

Внедрение метода в медицинскую практику сейчас зависит от действий государственных органов: стоимость одного ускорителя — примерно $5-7 млн.

бор-нейтронозахватная терапия рака глиобластома глиома изотоп бор-10 рак