Исследование Университета Лестера показывает, что наличие больших мышц может компенсировать отсутствие мышечной силы при выполнении физических задач, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Nephrology Dialysis Transplantation.

Размер мышц у пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, может быть более важным для поддержания нормальной физической работоспособности, чем качество мышц.

Исследователи из Университета Лестера обнаружили, что больные с большими мышцами обладают лучшими физическими возможностями и что крупные размеры мышц могут в некоторых случаях «перевешивать» качество мышц. В данном случае качество определялось количеством жира и фиброзной ткани в мышечной ткани.

Когда жир или фиброзная ткань попадают в мышцу, они придают ей эффект мрамора – это можно увидеть на стейке или других мясных блюдах. Жир заставляет мышечные волокна сокращаться хуже, влияет на метаболизм мышц и может вызывать воспаление клеток.

Новое исследование предполагает, что не всегда важно, сколько жира или фиброзной ткани содержится в мышцах, так как, если мышца достаточно велика, она может компенсировать недостаток качества своей величиной в отношении физических характеристик.

Том Уилкинс и профессор Алис Смит из Департамента инфекций, иммунитета и воспаления Университета Лестера и больницы Лестера, проанализировали состояние мышц 61 пациента, не страдающего диализом, и наблюдали, как качество мышц снижается при попадании жира или соединительной ткани в мышцы.

Команда использовала двумерное ультразвуковое сканирование прямой мышцы бедра - важного инструмента для выполнения таких повседневных задач, как ходьба и подъем по лестнице. Физические возможности оценивали, используя упражнения на ходьбу и тесты на скорость, а также на определение прочности ног.

Ученые обнаружили, что пациенты с более высоким общим содержанием жира (например, с избыточным весом) имели больше жира в мышцах, что приводило к снижению качества мышц, но отрицательный эффект снижался, если сами мышцы были большими.

Доктор Уилкинсон сказал: «В случаях заболевания почек плохое качество мышц коррелирует со слабыми физическими характеристиками. Однако размер мышц остается самым большим предиктором физической функции, даже когда во внимание принимается качество мышц». Для пациентов с хронической почечной недостаточностью будут полезны физические упражнения, особенно направленные на увеличение мышечной массы.