39 лет назад, в преддверии дня, когда в России отмечают праздник, посвященный первому полету человека в космос, в Москве открылся мемориальный музей космонавтики. Торжественное открытие музея было приурочено к 20-летию полета в космос первого космонавта Юрия Гагарина.

Место расположения музея космонавтики в Москве выбрано не случайно – он находится в основании удивительного памятника – монумента-обелиска «Покорителям космоса» на Аллее Космонавтов на ВДНХ.

В фондах музея хранится эксклюзивная коллекция архивных документов, ракетно-космической техники, кино- и фотоматериалы, подлинные космические аппараты, скафандры, снаряжение космонавтов.

За время реконструкции музея космонавтики (2006-2009) коллекция значительно расширилась – появилась возможность показывать полномасштабную ракетно-космическую технику.

Среди экспонатов, которыми гордятся сотрудники музея есть уникальные образцы – чучела Белки и Стрелки, подлинники катапультируемого контейнера для животных, в которым прибыли на Землю животные 20 августа 1960 года, спускаемый аппарат корабля «Союз-37», стартовавший в августе 1980 года с космодрома Байконур, личные вещи исследователя Фридриха Цандера (весы, гири, пишущая машинка), картина Алексея Леонова «Над Черным морем».

Значительное место в экспозиции уделялось комплексам, посвященным запуску первого в мире искусственного спутника Земли и, конечно, первому полету человека в космос.

Также в московском мемориальном музее космонавтики установлены компьютерные тренажеры. Любой посетитель может почувствовать себя космонавтом – взять экскурсию по космической станции и даже виртуально «выйти» в открытых космос.

Постоянная экспозиция музея делится на разделы – «История мироздания», «Утро космической эры», «Творцы космической эры», «Пилотируемая космонавтика», «Исследование Луны и планет Солнечной системы», «Космонавтика — человечеству», «Международное сотрудничество в космосе» и «Международный космический парк».

После реконструкции в музее были открыты образовательный центр с кинозалом, который оформлен под кабину звездолета. Стоит отметить, что здесь скучно не бывает – сотрудники «космического музея» часто устраивают встречи с выдающимися людьми, конструкторами, космонавтами.

В музее космонавтики регулярно проходит «космолекторий» и тематические экскурсии. А отдохнуть после насыщенной программы любителям космоса можно в уютной библиотеке и тематическом кафе.

«Сегодня музей космонавтики – это один из ведущих научно-технических и самых посещаемых музеев страны. В прошлом году у нас было около 750 тысяч гостей – дети, молодежь, люди среднего возраста. Отмечу, что ежегодно происходит прирост посетителей на 12-15%.

Неудивительно, ведь музей отвечает всем современным требованиям – занимается разнообразными направлениями научно-образовательной и собирательной работы. В прошлом году мы скомплектовали более 1000 различных экспонатов, связанных с космонавтикой. У нас богатейшая коллекция всех видов художественного творчества, имеющего отношение к космосу – филателия, предметы декоративно-прикладного искусства, коллекции живописи и графики, открытки и плакаты.

В прошлом году мы провели большую реконструкцию первого зала музея – «Утро космической эры». Теперь он отвечает всем европейским стандартам и требованиям. В зале имеется суперсовременная инфографика, замечательные витрины. Раньше мы всегда начинали рассказ об истории космонавтики с запуска первого спутника, но сейчас мы сменили акцент. Первым экспонатом музея мы решили сделать кульман 60-х годов, как дань уважения создателям первой космической техники – инженерам, конструкторам.

Мы активно развиваемся с точки зрения музейного образования. Происходит это в парадигме, так называемого, формального образования, отвечающего всем государственным стандартам. Сотрудники музея разработали уроки по всем школьным предметам – физика, химия, биология, русский язык, литература. Музейный урок отличается тем, что любая сложная тема объясняется с помощью музейного предметного ряда. Например, тема по физике, которая изучается в 7 классе – реактивность движения. Мы разработали урок, который называется «Ракеты и почему они летают». Наши сотрудники и музейные преподаватели объясняют ребятам материал, показывая ракету в разрезе, двигатель ракеты. Так усваивать материал намного проще.

Сейчас мы включились в большую правительственную программу «Музеи-детям». Музей космонавтики разрабатывает уроки, а проводят их сами учителя. Таким образом, первая половина дня у нас – школьная. Это удобно – мы разработали уроки, выложили их, а учителя, которые приходят в музей, пользуются разработками. В итоге, музей плавно вошел в систему образования.

Кроме того, у нас есть филиал, о котором мало кто знает – мемориальный дом-музей Сергея Павловича Королева. Небольшой особняк, подаренный академику Королеву советским правительством после запуска первого спутника, находится на Останкинской улице в Москве.

В этом доме прошли все годы активности известного конструктора. Мы сохранили аутентичность особняка – сейчас там все также, как при Сергее Павловиче. Однако, если в музее у нас поощряется большое количество гостей, то дом Королева – мемориальное место. Мы, конечно, ждем людей, но принять тысячи гостей просто не в состоянии.

Сохранены также и традиции дома-музея Королева, лишь одна из них, к сожалению, была нарушена. Раньше экипаж космического корабля перед отлетом на Байконур, за две недели до старта, сначала ехал на Красную площадь возложить цветы, где похоронен Королев, Гагарин, а потом следовал в дом Королева.

Интересная деталь – во дворе дома есть лавочка, Сергей Павлович когда-то нашел подкову и прибил к этой лавочке. Теперь это символическое место – туда присаживаются члены экипажа перед отлетом – это славная традиция.

Сейчас, когда в мире бушует пандемия коронавируса, наш коллектив продолжает работать на удаленке – все уроки перенесены в онлайн-формат, программа насыщенная, примерно 6-7 мероприятий в день. У музея огромный фонд, архив и мы способны обеспечить контент, находясь в таких условиях. Наша команда активно работает, но я надеюсь, что мы скоро вернемся в музей» - рассказал специально для «Научной России» заместитель директора московского музея космонавтики по научной работе Вячеслав Климентов.

Портал «Научная Россия» поздравляет со знаменательной датой коллектив московского Мемориального Музея космонавтики! Желаем процветания, новых проектов и замечательных гостей!