1 февраля в главном здании Российской академии наук (РАН) состоялось первое заседание Комиссии РАН по популяризации науки. Участники заседания обсудили состояние популяризации науки в стране, новые методы пропаганды науки и пути повышения интереса общества к научным достижениям.
Предложение о создании Комиссии РАН по популяризации науки было выдвинуто вице-президентом Академии Алексеем Хохловым еще в сентябре. Решением президиума РАН от 18 сентября 2018 года комиссия была создана в конце прошлого года. В минувшую пятницу состоялось первое заседание членов комиссии, в которую вошли ведущие российские ученые, популяризаторы науки, журналисты, писатели, представители общественно-политических и научно-популярных средств массовой информации.
Создание Комиссии РАН по популяризации науки — стратегически верный шаг после обновления закона о Российской академии наук, согласно которому теперь одной из главных задач Академии становится популяризация и пропаганда науки, научных знаний, достижений науки и техники. Таким образом, обозначая для участников заседания основные функции новой Комиссии, академик Хохлов — ее председатель — назвал следующие задачи: координация деятельности по научному просвещению и пропаганде науки в масштабах страны; экспертная деятельность — оценка научного содержания готовящихся или уже реализованных просветительских проектов.
Кроме того, Комиссия будет готовить и распространять материалы по результатам, полученным российскими учеными, с целью их дальнейшего распространения в обществе и популяризации этих достижений. В задачи Комиссии входит и предоставление площадок для научно-популярных и просветительских мероприятий, привлечение академических СМИ для рекламы и обсуждения возможных проектов, проведение школ для лекторов и т.д., а также конкурсная деятельность — организация конкурсов по созданию научно-популярных материалов (видеофильмов, сетевых ресурсов, лекций, книг).
Как отметил Хохлов, в ближайшее время Комиссия РАН по популяризации науки должна разработать программу развития научно-популярных журналов РАН с привлечением лучших российских популяризаторов науки и использованием новых форм представления материалов, а также подготовить изменения в положение о премии РАН за лучшие работы по популяризации науки и о золотой медали РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний. Как и каким образом выполнить эти задачи — вот что обсуждали члены Комиссии на первом заседании.
Медиаменеджер Александр Митрошенков уверен, что одним из первых и главных шагов на пути к совершенствованию системы пропаганды и популяризации науки станет возвращение на каналы первого и второго мультиплексов научно-популярных передач. Митрошенков также уверен, что Комиссия должна добиться появления в новостных программах репортажей и сюжетов из научных лабораторий. "Без этих свежих и ярких картинок из лабораторий, из полигонов — не будет полной картины яркой жизни страны", — отметил журналист.
Председатель Российского общества "Знание" Любовь Духанина представила членам Комиссии итоги опроса, проведенного ее организацией: 95% взрослого населения испытывают потребность в знаниях по итогам опроса, проведенного в обществе. Эта внушительная цифра доказывает актуальность созданной в Академии наук Комиссии по популяризации науки. Если общество нуждается в знаниях, значит мы стоим на верном пути.
Однако генеральный директор телеканала "Наука" Григорий Ковбасюк привел данные других опросов: так, 72% людей, опрошенных социологами телеканала "Наука", не могли назвать ни одного современного научного достижения. Ковбасюк предположил, что это может быть одной из причин, по которым ВЦИОМ прекратил проводить опросы о научных интересах общества. 63% респондентов заявили, что интересуются достижениями науки. Некоторые из них даже отметили, что хотели бы видеть своих детей работающими в науке.
Научный журналист Владимир Губарев уверен, что человечество вступило в век тотального невежества. Разъезжая по разным городам России, Губарев много встречается со школьниками, задает им простые вопросы — например, сколько человек побывало за пределами Земли? Самый частый ответ, который он слышит, — 10 тысяч. Чтобы бороться с этим невежеством, нужно научить ребят любить классическую литературу, уверен Губарев. Для того чтобы дальше идти в будущее, нужно иметь какие-то моральные и нравственные принципы — а для этого нужно знать и быть воспитанным на литературе.
Данные, предложенные выше, наводят на мысль о том, что общество действительно хочет узнавать больше о достижениях науки, но по каким-то причинам до сих пор не делает этого. Кто-то не может найти соответствующих передач на телевидении, кто-то не знает о просветительских онлайн-проектах, реализуемых в Интернете, кто-то даже не имеет доступа ни к тому, ни к другому. Комиссия РАН по популяризации науки должна позаботиться о каждом — поэтому члены Комиссии говорили о возвращении старых форматов популяризации и внедрении новых.
Создатель проекта "Математические этюды" Николай Андреев отметил важность визуализации в проектах, призванных популяризировать науку. Самостоятельно ученый не сможет сделать красивые картинки для представления своих научных результатов. Ему необходима команда профессионалов — дизайнеров, иллюстраторов, моушн-дизайнеров, которые помогут ему красиво и качественно показать свои научные результаты. И чем лучше и качественнее это будет сделано, тем больше людей заинтересуются красочными и красивыми просветительскими проектами.
Другие члены Комиссии также высказывали мысль о необходимости качественного обновления уже существующих просветительских проектов и использования новых методов в популяризации и пропаганде научных знаний. Необходимо использовать социальные сети и интернет, чтобы соединить с ними работу научно-популярных газет и журналов.
Кроме того, участники заседания обратили особое внимание на то, что науку нужно популяризировать не только среди молодежи и налогоплательщиков, но и среди власти и бизнеса — они должны понимать, что наука может помочь в решении ряда важных вопросов. Ни чиновники, ни представители бизнеса не обладают — и не должны обладать — четким пониманием всех научных процессов, а потому и не предполагают, что решить многие проблемы им может именно наука. Популяризация научных знаний и возможностей науки должна проходить и в этом направлении, уверены члены Комиссии.