Такую мысль озвучили на сессии «Наука и жизнь: грани возможного», которая прошла во второй день Петербургского международного экономического форума. Чтобы чудо стало реальностью, чтобы результаты академических исследований превращались в реальные продукты, нужно подтягивать инвестирование в науку со стороны промышленности и бизнеса, считает глава Российской академии наук.
Сегодня в России на развитие науки, по словам Александра Сергеева, тратится всего около 0,7% ВВП, а отдельно на фундаментальную науку 0,15%. В «науко-ориентированных» странах этот уровень выше – 0,4-0,5%. Фундаментальные академические исследования не так привлекают российский бизнес, как прикладные: первые слишком рискованны, результаты не всегда соответствуют ожиданиям, даже если просчитаны и научно обоснованы. Медведь не всегда превращается обратно в человека, как в пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», даже если все условия эксперимента выполнены.
- Если говорить о том, как у нас финансируется наука, то мы увидим, что около 70% дает государство и около 30% – частные инвесторы, – отметил президент РАН. – Эта пропорция противоположна той, которую мы видим у развитых стран, на которые мы хотим ориентироваться. Ситуация в том, что государство дает все, что может. Позиция «государство, дай нам больше» тоже неправильная. Сейчас важная задача – подтянуть инвестирование от высокотехнологической промышленности, от частных компаний. И я сейчас вижу, что это прежде всего должно исходить от потребностей, которые ставит наша высокотехнологическая промышленность: «Росатом», «Ростех», частные компании.
Эту мысль поддержал заместитель генерального директора по науке и стратегии госкорпорации «Росатом» Юрий Оленин:
- Мы уже выглядим как индустриальная компания, у нас все хорошо и у нас получается использовать фундаментальные достижения. А вот дальше наука с бизнесом – особенно в области высокотехнологического и наукоемкого – идут как будто в разные стороны. Бизнесу легче воспринимать известные технологические приемы, каким-то образом их комбинируя. Но они недолго живут на рынке. Как только мы говорим, что нужно создать новый продукт, для которого рынки еще даже не понятны, здесь бизнес встает – руки вверх – и фактически ждет, когда же появится опытный образец. А эту часть между наукой и опытным образцом преодолеть практически некому.