Космический аппарат, который через несколько лет отправит НАСА на Европу, обращающуюся вокруг Юпитера, пробудет на поверхности этой луны 20 дней и попробует взять образец из подводного океана, который, предположительно, находится под ее поверхностью. Одна из задач — узнать, есть ли там жизнь. Но как не принести туда жизнь с Земли? Об этом говорили на очередном заседании Американской ассоциации содействия развитию науки.

Норин Нунан (Norine Noonan), биолог из Университета Южной Флориды — ранее она возглавляла Комитет экспертов НАСА по защите планет — отметила, что люди — это «автономная система выращивания и распространения микробов», которая фонтанирует бактериями, и эти микроорганизмы путешествуют на важных элементах космических аппаратов, несмотря на все попытки их стерилизовать. «Если вы отправляете на Марс аппарат стоимостью $2 млрд, чтобы изучить микробов, которые вы привезли с собой, это не слишком удачная трата денег», — сказала она.

Это не просто плохая наука, такая практика нарушает международное законодательство — а именно статью IX Договора о космосе (вообще он называется «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела»). Эта статья гласит, что «изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества».

«Защита планет не затрагивает большую часть предложений, которые получит НАСА, — сказал Джон Руммель (John Rummel), биолог из Института поиска внеземного разума и организатор заседания. — Только те, которые должны привезти назад образцы и основные миссии на Европу и на Марс»,

И как же избежать переезда маленьких микробчиков на Европу? Кевин Хэнд (Kevin Hand), астробиолог из Лаборатории реактивного движения НАСА написал, что его команда намерена построить приземляющийся аппарат для Европы в чистой комнате и затем убить всех оставшихся микробов тепловой энергией. Затем космический аппарат будет завернут в специальную биозащитную пленку, своего рода ножны из фольги, который сохранит аппарат чистым от загрязнения, пока он не достигнет луны Юпитера.

Далее Руммель указал, что полная стерилизация посадочного модуля — т.е. всех без исключения его компонентов — планируется впервые с 1975 года, времени, когда на Марс отправляли мисси серии Викинг. И хотя это повышает стоимость примерно на 10%, оно того стоит.

«Что бы не приземлилось на поверхности Европы, у этого аппарата будет лишь 1 шанс из 10000, чтобы заразить поверхность этой луны. — сказал Хэнд. — мы должны сохранить Европу для европцев [sic! в оригинале “protect Europa for Europans” — Научная Россия]».

[Иллюстрация: Michael Carroll для Jet Propulsion Laboratory/NASA]