Как защитить Европу от землян

Через несколько лет американский космический аппарат отправится на Европу, луну Юпитера. Но если на Европе есть жизнь, важно не заразить ее своей

Космический аппарат, который через несколько лет отправит НАСА на Европу, обращающуюся вокруг Юпитера, пробудет на поверхности этой луны 20 дней и попробует взять образец из подводного океана, который, предположительно, находится под ее поверхностью. Одна из задач — узнать, есть ли там жизнь. Но как не принести туда жизнь с Земли? Об этом говорили на очередном заседании Американской ассоциации содействия развитию науки.

Норин Нунан (Norine Noonan), биолог из Университета Южной Флориды — ранее она возглавляла Комитет экспертов НАСА по защите планет — отметила, что люди — это «автономная система выращивания и распространения микробов», которая фонтанирует бактериями, и эти микроорганизмы путешествуют на важных элементах космических аппаратов, несмотря на все попытки их стерилизовать. «Если вы отправляете на Марс аппарат стоимостью $2 млрд, чтобы изучить микробов, которые вы привезли с собой, это не слишком удачная трата денег», — сказала она.

Это не просто плохая наука, такая практика нарушает международное законодательство — а именно статью IX Договора о космосе (вообще он называется «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела»). Эта статья гласит, что «изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества».

«Защита планет не затрагивает большую часть предложений, которые получит НАСА, — сказал Джон Руммель (John Rummel), биолог из Института поиска внеземного разума и организатор заседания. — Только те, которые должны привезти назад образцы и основные миссии на Европу и на Марс»,

И как же избежать переезда маленьких микробчиков на Европу? Кевин Хэнд (Kevin Hand), астробиолог из Лаборатории реактивного движения НАСА написал, что его команда намерена построить приземляющийся аппарат для Европы в чистой комнате и затем убить всех оставшихся микробов тепловой энергией. Затем космический аппарат будет завернут в специальную биозащитную пленку, своего рода ножны из фольги, который сохранит аппарат чистым от загрязнения, пока он не достигнет луны Юпитера.

Далее Руммель указал, что полная стерилизация посадочного модуля — т.е. всех без исключения его компонентов — планируется впервые с 1975 года, времени, когда на Марс отправляли мисси серии Викинг. И хотя это повышает стоимость примерно на 10%, оно того стоит.

«Что бы не приземлилось на поверхности Европы, у этого аппарата будет лишь 1 шанс из 10000, чтобы заразить поверхность этой луны. — сказал Хэнд. — мы должны сохранить Европу для европцев [sic! в оригинале “protect Europa for Europans” — Научная Россия]».

[Иллюстрация: Michael Carroll для Jet Propulsion Laboratory/NASA]