Группа ученых под руководством главе Бенджамина Бэрда (Benjamin Baird) Джулио Тонони (Giulio Tononi) из Висконсинского университета в Мэдисоне, США, выявили «горячую зону» в заднем участке коры вблизи затылка, где в то время, когда люди, по их словам, видели сны, низкочастотные мозговые волны (связанные с бессознательностью) ослаблялись, а высокочастотная активность возрастала независимо от того, было это в периоды быстрого движения глаз или нет. Подробно свои результаты ученые изложили в статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience.

Сон предоставляет науке возможность изучения сознания во всех его различных формах, от реалистичных сновидений до полной бессознательности. Когда человек спит, исследователи могут отделить его сознательный опыт от запутывающего влияния восприятий.

В ходе экспериментов ученые использовали электроды для записи волн, испускаемых спящим мозгом, методом электроэнцефалографии высокой плотности. Исследователи будили людей через короткие промежутки времени и спрашивали их, видели ли они сны, и если видели, то о чем были эти сны. В одном из своих экспериментов они собрали около 200 таких «отчетов по пробуждении» от 32 человек, а в другом добавили еще около 800 от меньшей группы людей, специально обученных рассказывать сны.

В третьем эксперименте с семью подопытными ученые могли с 87%-ной точностью определять, когда участники видели сны, а когда нет. Более того, им удалось связать активность мозговых волн в некоторых участках мозга с конкретными элементами содержания сновидений – местами действия, персонажами и речью. Эти же участки активируются под впечатлениями, возникающими при пробуждении. «Мы не пытались прогнозировать содержание (сновидений), хотя это направление очень интересно», — сказал Бэрд.