Впервые опубликовано: 18 марта 2024 г.

Людям, ставшим участниками или очевидцами травматических событий, таких как террористический акт или другая чрезвычайная ситуация, часто требуется помощь специалистов-психологов из-за риска возникновения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Болезненные воспоминания могут преследовать пострадавших годами. Вспоминаем ранее опубликованные на нашем портале материалы, которые могут быть полезными в преодолении психологической травмы.

Нервная система человека от природы приспособлена к восприятию страха. Будь то жуткие звуки, которые мы слышим в темноте, или приближающееся рычание угрожающего животного, наша реакция страха – это механизм выживания, который говорит нам оставаться начеку и избегать опасных ситуаций.

Но если страх возникает в отсутствие ощутимых угроз, он может нанести вред самочувствию. Люди, пережившие приступы сильного или угрожающего жизни стресса, впоследствии могут испытывать чувство страха даже в ситуациях, когда реальная угроза отсутствует. Такое состояние наносит психологический ущерб и может привести к изнурительным долгосрочным психическим расстройствам, таким как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Механизмы, которые заставляют наш мозг вырабатывать чувство страха в отсутствие угрозы, до сих пор оставались загадкой. Нейробиологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего определили изменения в биохимии мозга и составили карту нейронных цепей, которые вызывают такое обобщенное чувство страха. Исследование, опубликованное в журнале Science, дает новое представление о том, как можно предотвратить реакцию страха.

В своем докладе научный сотрудник Калифорнийского университета в Сан-Диего Хуэй-цюань Ли рассказывает об исследовании, в результате которого были обнаружены нейротрансмиттеры – химические «мессенджеры», позволяющие нейронам мозга общаться друг с другом. Они лежат в основе страха, вызванного стрессом.

Изучая мозг мышей в области, известной как дорсальная рапа (расположенная в стволе мозга), исследователи обнаружили, что острый стресс вызывает переключение химических сигналов в нейронах, переходя с возбуждающего на тормозящий нейротрансмиттер, что приводит к реакции страха.

«Наши результаты дают важное представление о механизмах, участвующих в генерализации страха. Понимание этих процессов на таком уровне молекулярной детализации позволяет вмешаться в механизм, вызывающий соответствующие расстройства», – говорит Спитцер, сотрудник отделения нейробиологии Калифорнийского университета.

Основываясь на открытии о вызванном стрессом переключении нейротрансмиттеров, которое считается одной из форм пластичности мозга, исследователи изучили мозг после смерти людей, страдавших от посттравматического стрессового расстройства, где также было обнаружено аналогичное переключение нейротрансмиттеров.

Далее ученые нашли способ остановить выработку страха. Перед переживанием острого стресса они ввели в дорсальную рапу мышей адено-ассоциированный вирус (AAV), чтобы подавить ген, отвечающий за тормозящий нейространсмиттер. Этот метод не позволил мышам приобрести генерализованный страх.

Кроме того, когда грызунов сразу после стрессового события лечили антидепрессантом, переключение передатчика и последующее возникновение генерализованного страха предотвращалось. Ученые не только определили местоположение нейронов, которые переключали датчик, но и продемонстрировали связи нейронов с центральной миндалиной и латеральным гипоталамусом – областями мозга, которые ранее были связаны с формированием других реакций страха.

«Теперь, когда мы знаем суть механизма возникновения страха, вызванного стрессом, и схему, которая реализует этот страх, вмешательство может быть целенаправленным и специфически», – говорит Спитцер.

Фото на странице: Spitzer Lab, UC San Diego