Как сходить королевской кошке, живущей в неволе, на свидание

Приманка в виде мочи могла бы помочь большим кошкам, находящимся в неволе, найти партнера.

Зоопарки, стремящиеся разводить гепардов в неволе, сталкиваются с серьезной проблемой в поиске пары для животных. Но исследователи, похоже, нашли неординарное решение: дать возможность злобным кошачьим хищникам женского пола выбрать партнера мужского пола, ориентируясь по запаху мочи.

Новое исследование показывает, что самки гепардов обладают способностью к обнаружению генетического родства потенциального самца только лишь по запаху его мочи— и предпочесть  такого среди тех, которые имеют более отдаленное генетическое сходство.

Открытие смогло бы улучшить программы, направленные на разведение животных в неволе, помочь сохранить уникальный вид королевских кошек.

«Моча содержит очень много информации. А потому имеет смысл в том, что  моча является для гепардов средством, помогающим  сделать правильный выбор хорошего партнера для спаривания,»- говорит Реджина Моссотти, директор резервата по уходу и сохранению животных  при Центре охраны за исчезающими видами волков (Endangered Wolf Centre )в г.Эврика (Eurika), штат Миссури (Мо)., и ведущий автор научной работы по исследованию гепардов, которое было опубликовано  в июле/августе в журнале «Биология Зоопарка» (Zoo Biology).

Моссотти говорит, что зоопарки, стремящиеся разводить гепардов, как правило, предпринимают  много усилий для организации скрещивания животных в их клетках и вольерах, для того, чтобы не допустить близкородственного размножения. Кровосмешение или, иными словами, близкородственное размножение, как правило приводит к появлению приплода со слабым здоровьем.

Зоопарки применяют систему знакомства самок с самцами, базирующуюся прежде всего на генетическом подобии, но их вычислениях не всегда приводят к  ожидаемому успеху.

В естественных условиях самки гепардов проходят большие по площади ареалы и оставляют метки на определенных участках потенциального партнера, обнюхивая запаховое мечение, оставляемое самцами вокруг принадлежащих им территорий. Таким образом исследователи решили проверить идею использования мочи, чтобы познакомить возможных партнеров друг другу в неволе. Моссотти и ее команда объездили США, собирая бутылки мочи гепардов из разных зоопарков.

Затем исследователи дали понюхать образцы мочи 17 самцов («донорами мочи») с разным генетическим родством  12-ти самкам и оценили реакцию «больших кошек» на «препарат». Они обнаружили, что самки всегда проводили больше времени в рядом с мочой животных из семейства кошачьих, имеющих более дальнее родство с ними.

Пол Фанстон, руководитель программы при всемирной организации по охране и сохранению диких кошек Пантера, не принимавший участия в

исследовании, говорит, что этот экспериментальный проект очень важен и полезен,— но он задается вопросом о целесообразности программ размножения этих животных в зоопарках. « Очень мало свидетельств тому, что гепарды, живущие в неволе, могут успешно выжить в естественных диких условиях»,- говорит он. Но и добавляет, что может быть для размножения в неволе некоторых, в особенности, вымирающих видов, это и есть наилучший аргумент в пользу такой программы.

На следующем этапе исследования ученые надеются увидеть может ли этот тест на мочу принести положительные успешные результаты. И хотя наше исследование требует от нас много работы (по словам Моссотти говорит), мы видим , что наши усилия не пропадают даром и уже многие зоопарки изменяют свое отношение к такому важному вопросу как организовать и как руководить деятельностью по увеличению численности гепардов, живущих в зоологических садах.

Автор: Джошуа Рапп Лерн