Психиатры из Йельского университета (США) Филип Корлетт (Philip Corlett) и Альберт Пауэрс (Albert Powers) сумели пролить свет на то, как наш мозг защищается от галлюцинаций. Выяснилось, что некоторые его части, такие, как мозжечок, постоянно проверяют соотношение между реальностью и нашими ожиданиями и представлениями о ней. Статью по результатам их исследования, опубликованную в журнале Science, пересказывает сайт этого журнала.

Корлетт и Пауэрс отобрали для своего эксперимента добровольцев нескольких типов:

· совершенно психически здоровых (контрольная группа),
· людей с психозами, не слышащих у себя в голове «голоса»,
· людей с шизофренией, которые их слышат,
· и считающих себя «медиумами» — «слышащих голоса», но утверждающих, что они их не беспокоят.

Всех этих людей натренировали по классической павловской схеме ассоциировать изображение шахматной доски с определенным звуком высотой частотой 1 кГц и длительностью в 1 секунду. В ходе эксперимента исследователи меняли громкость звука, иногда снижая ее до нуля. При этом испытуемые должны были, слыша звук, нажимать на кнопку — тем сильнее, чем больше они уверены, что действительно его слышат. При этом ученые сканировали активность разных частей их мозга методом МРТ.

Оказалось, что шизофреники и «медиумы» слышат несуществующие звуки примерно в пять раз чаще, чем здоровые люди из контрольной группы. Они также на 28% больше уверены, что звук есть, когда его на самом деле нет.

При этом у представителей указанных двух групп в момент, когда они «слышали» несуществующий звук, регистрировалась аномальная активность некоторых областей мозга. В частности, необычно низкой была активность мозжечка. Этот отдел мозга играет важную роль в планировании и координации движений, а значит, должен постоянно оценивать соотношение между реальностью и нашими ожиданиями и представлениями о ней. Скажем, не обрывается ли дорожка, по которой мы идем, через несколько шагов в пропасть, даже если до сих пор она была вполне надежной?

Ученые предположили, что и другие отделы мозга, активность которых у шизофреников и «медиумов» отличается, выполняют близкие задачи. Чтобы разобраться в этом интересном механизме детальнее, потребуются дальнейшие исследования, отмечают авторы.

Пока же нейропсихолог Джордж Нортхофф (Georg Northoff) из университета Оттавы (Канада) назвал работу своих коллег из Йеля «очень элегантной» и отметил, что она вносит важный вклад в изучение механизмов появления галлюцинаций — не только слуховых, но и связанных с другими рецепторами.

Возвращаясь к мозжечку, напомним, что этот отдел мозга также участвует в работе разбросанного участками по всему мозгу «центра воображения» — согласно результатам одного исследования 2013 года.