Этьен Патин (Etienne Patin) и его коллеги по многочисленной международной научной группе использовали генетический анализ, чтобы создать модель путей миграции и смешивания людей, говорящих на банту (BSP — Bantu Speaking People), которые распространялись по всей Африке. Их результаты показывают, как эти люди, сегодня составляющие треть африканцев, живущих к югу от Сахары, приобрели вариации генов, связанных с сопротивлением малярии и перевариванием лактозы. Они также проливают свет на генетическое разнообразие современных афро-американцев. Свои результаты исследователи изложили в статье, опубликованной в журнале Science.

Многие аспекты генетической истории банту-говорящих, в том числе как они распространялись по всему континенту из западной части центральной Африки и как приобрели полезные генетические мутации в процессе, остаются неизвестными. Чтобы узнать больше, Этьен Патин и его коллеги проанализировали 548 055 высококачественных однонуклеотидных полиморфизмов 2055 современных людей из 57 общин по всей Африке.

Используя программное обеспечение для моделирования, исследователи обнаружили, что BSP сначала передвинулись на юг, через тропический лес, прежде чем двинуться дальше на юг и также восток — это последнее оспаривается некоторыми учеными. По мере продвижения и расселения по тропическому лесу, BSP встречали местное население — охотников-собирателей, и в результате около 800 лет назад количество смешивания перешло в качество.

Анализ данных позволил авторам идентифицировать адаптивные гены, которые BSP, вероятно, приобрели у других африканских популяций, включая специфические гены, связанные с работой иммунной системы. Наконец, чтобы лучше оценить генетический вклад BSP в современных афроамериканцев Северной Америки, группа исследовала африканскую корни 5 244 афроамериканцев, живущих в разных частях североамериканского континента. В числе прочих результатов авторы сообщают, что афроамериканцы в этих местах сохраняют примерно 16% западной популяции RHG, что может указывать на более значительное генетическое разнообразие, чем до сих пор считалось.

[Иллюстрация: Patin et al., Science (2017) / Etienne Patin / Institut Pasteur]