Как меняется форма ДНК

Форма ДНК может быть изменена с помощью ряда веществ и материалов, включая медь и кислород, - пишет m.phys.org со ссылкой на исследование Университета Восточной Англии.

Форма ДНК может быть изменена с помощью ряда веществ, включая медь и кислород, - пишет m.phys.org со ссылкой на исследование Университета Восточной Англии.

Широко распространено изображение структуры ДНК в виде двойной спирали, но существуют и другие формы ДНК. Новое исследование указывает на ряд механизмов, которые могут изменять структуру ДНК.

Это открытие может быть полезно для отрасли нанотехнологий, где для создания материалов и структур: кристаллических решеток, нанотрубок, молекулярных машин и компьютеров - используются ДНК.

Ведущий исследователь д-р Зои Уоллер из Фармацевтической школы Университета Восточной Англии сказала: «ДНК - это генетический материал, и его структура обычно немного напоминает скрученную лестницу - двойную спираль. Однако существуют альтернативные структуры ДНК, которые, как полагают, могут играть определенную роль в развитии генетических заболеваний, таких как диабет или рак».

Ранее было известно, что структуру фрагмента ДНК можно изменить с помощью кислоты, которая заставляет ее приобретать форму, называемую «i-motif». Кроме того, ученые знали, что ДНК можно также изменить, придав форму шпильки, используя соли меди. Затем можно отменить изменение с помощью этилендиаминтетрауксусной кислоты - агента, обычно встречающегося в шампунях и других бытовых продуктах.

Новые находки показывают, что кислород и аксорбат натрия - вещество, аналогичное витамину С - также заставляют ДНК изменять форму.

Исследователи добавили соли меди в ДНК в условиях отсутствия кислорода, чтобы изменить структуру на i-motif. Затем путем воздействия на i-motif кислородом ДНК приобрела форму шпильки. Чтобы вернуть ДНК форму i-motif, понадобилось добавить аскорбат натрия, а для возврата к первоначальной структуре двойной спирали – использовать хелатирующий агент.

«Это исследование означает, что теперь мы можем изменить форму ДНК не только с помощью изменений рН, но также используя соли меди и кислород», - сказала доктор Уоллер. Она добавила, что «существует много вариантов практического применения результатов этого исследования»: ДНК-вычисления, нанотехнологии на основе ДНК, создание и изменение свойств некоторых материалов.

[Фото: m.phys.org]