Как летучие мыши стали питаться кровью

Ученые изучили геном и кишечный микробиом летучей мыши, известной как обыкновенный вампир, и выяснили, за счет чего этот вид выбрал такое необычное питание.

Международный коллектив ученых под руководством Марии Лисандры Сепеда Мендоса (Marie Lisandra Zepeda Mendoza) из Копенгагенского университета установил, как летучие мыши вида обыкновенный вампир (Desmodus rotundus) стали питаться кровью. Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.

Ученые исследовали геном и кишечный микробиом животного. Им удалось обнаружить множество так называемых «прыгающих генов», мобильных частей генома. Они способны перемещаться по цепочке, встраиваясь благодаря присутствию особого фермента в разные ее места. Наибольшее число таких генов обнаружилось у обыкновенных вампиров на участках, отвечающих за метаболизм жиров и витаминов, и среди генов, отвечающих за оборону от вирусов. По мнению авторов работы, именно «прыгающие гены»,  имеющие высокую мутагенную способность, помогли летучим мышам быстро адаптироваться к новому необычному типу питания.

Кроме того, у  бактерий, населяющих кишечник вампира, обнаружены гены, препятствующие свертыванию крови. Видимо, именно за счет бактерий кровь в организме летучей мыши остается в жидком состоянии. Наконец, у обыкновенных вампиров оказалось ярче выражена способность организма синтезировать витамины, которые животное не может получить из крови, которой питается.

Обыкновенные вампиры живут на территории Центральной и Южной Америки. Они питаются млекопитающими и реже птицами, впиваясь по ночам в кожу спящих жертв. Причем последние часто даже не просыпаются от укуса, так как в слюне вампира содержится обезболивающее вещество.

[Иллюстрация: Brock Fenton]