Вкусная еда, пряный аромат, мягкая ткань, красивая картина, нежное прикосновение, прохлада в жару, тепло в холод, комплимент, объятие или хорошая шутка. Что общего между этим рядом совершенно несвязных понятий? Они все приносят нам удовольствие в той или иной мере. Но почему приторный пончик в глазури способен повлиять на наше настроение? Почему мы получаем удовольствие от неразумных трат на распродажах или прикосновения любимого человека? Об этом ученые задумались еще в начале XX в.

Электрические сигналы

Исследовать удовольствие издалека начали ученые-бихевиористы. Они обратились к поведению как реакции на определенный стимул, внешний или внутренний. Один из первых экспериментов в этой области провели американские психологи Джеймс Олдс и Питер Милнер в 1954 году. Все началось с изучения лабораторных крыс. Ученые решили выяснить, станет ли крысам некомфортно при стимулировании лимбических систем током.

Термин лимбической системы был введен в научный оборот всего на два года раньше американским исследователем Паулем Мак-Лином. Согласно современной Большой медицинской энциклопедии, лимбическая система – это комплекс структур конечного, промежуточного и среднего отделов мозга, отвечающий за сон, бодрствование, эмоции, мотивацию и некоторые другие общие состояния организма. Однако единого мнения о структуре лимбической системы нет до сих пор.

Эксперимент Олдса и Милнера

Источник: itexts.net

Эксперимент Олдса и Милнера заключался в следующем: когда крысы попадали в определенный угол клетки, их подвергали удару электрического тока. Для этого в мозг животных вживили электроды. Гипотеза был простой: крысы начнут сторониться этого угла, если будут испытывать боль или любой другой дискомфорт. Результат оказался неожиданным: после стимуляции животные возвращались за новой порцией воздействия током. Когда животным позволили нажимать на рычаг самостоятельно, крысы стимулировали себя снова и снова. Попытки испытать на себе электрический удар доходили до семисот воздействий в час. Подопытные отказывались от пищи и воды, продолжая бить себя током.

Найденный участок мозга был назван «центром удовольствия» – это септальная область, прилегающая к мозолистому телу, а также небольшая часть полосатого тела – прилежащее ядро. Впоследствии его стали называть центром «ожидания удовольствия».

Считается, что лимбическая система тесно связана с префронтальной корой головного мозга, что объясняет, к примеру, получение удовольствия от решения задач. Врачи даже пытались лечить тяжелые психические расстройства с помощью хирургического вмешательства в эту область – посредством префронтальной лоботомии. Вследствие пациент становился вялым и терял мотивацию. Эксперименты с вживлением электродов пытались проводить на людях, но достаточно быстро они были запрещены. Изучение «центров удовольствия» постепенно привело к открытию гормона дофамина.

Химические процессы

С другой стороны, за ощущение удовольствия отвечают нейромедиаторы – химические вещества, которые передают сигнал между двумя нейронами через синапс, место их контакта. Исследованием одного из нейромедиаторов, а именно дофамина, в 1960-х годах занимался Пол Грингард. Его исследования долгое время не признавались научным сообществом. «Был момент, когда я отчаялся и думал, что занимаюсь абсолютно бесполезными исследованиями», – признавался Пол Грингард.

Ученому понадобилось 20 лет, чтобы доказать, что коммуникация между клетками мозга происходит совместно за счет химических процессов и электрических сигналов. Группы фосфатов внутри клеток запускают химический процесс, который усиливает дофаминовый сигнал, а это уже приводит к образованию сигнала электрического. Научная работа Пола Грингарда изменила подход к восприятию удовольствия и открыла ученым глаза на всю сложность процессов, происходящих с нейромедиаторами.

Среди наиболее распространённых нейромедиаторов сегодня мы часто слышим о дофамине, серотонине, эндорфинах и окситоцине. Однако к области удовольствия больше остальных относится дофамин. Он отвечает за чувство удовлетворения, а также формирует мотивацию, ощущение награды, заставляет нас хотеть чего-то и двигаться для достижения своей цели. Выработке дофамина способствует само предвкушение победы. Совершенно не обязательно совершать при этом поступок. Отчасти поэтому «центр удовольствия» был переименован в центр его ожидания. Научно доказано, что как только человек достигает желаемого, выработка дофамина снижается.

Дофамин также формирует чувство привязанности и в большом количестве вырабатывается при родах. Так ученые объясняют феномен безграничной материнской любви. Выработку дофамина стимулируют прикосновения, шоколад и полноценный сон или любая активность, после которой наступает ожидаемая награда. Например, тренировка в спортзале или утренняя пробежка способна поднять уровень дофамина, если вы при этом предвкушаете, как похорошеете после.

Нейроны того самого центра, отвечающего за ожидание удовольствия, выделяют дофамин в процессе реакции на определенный приятный для человека стимул или предвкушение его получения. Стимул может быть любым: внешним и внутренним, чувственным и сугубо прагматичным. Выработка дофамина может быть примерно одинаковой, что от любимого блюда в ресторане, что от улыбки любимого человека. Так уж устроен наш организм.

Нейромедиаторы

Источник: rheumo.ru

Чувственная сторона

Психологи до сих пор пытаются проследить связь между получением удовольствия и состоянием счастья, создав некую упорядоченную систему. Однако выявить нейронные корреляты, отвечающие за хорошее настроение и состояние полного счастья не так уж просто. Психологи Мортен Крингельбах и Кент Берридж выделяют три составляющие системы вознаграждения: склонность (химическая реакция на стимул), желание (волевое усилие к получению стимула) и обучение (ассоциативный ряд, связанный с получением стимула). Как только мы удовлетворим зародившуюся склонность, мы испытаем удовольствие. Для этого нам необходимо желание и мотивация, которые запустят процесс достижения цели.

Философская категория «счастья», по мнению исследователей, достигается с помощью баланса этих трех компонентов, но как его достичь наука пока не объяснила. Согласно последним исследованиям были выявлены лишь зоны мозга, которые усиливают чувство удовольствия. Это отдельная зона, не связанная ранее изученным местом зарождения приятных ощущений. Удовольствие усиливается, когда начинают взаимодействовать системы удовольствия и награды. Расхождение в этих системах приводит к появлению болезненных зависимостей, а правильное их взаимодействие может стать основой для новых методов лечения депрессий.

Материал подготовлен по данным из открытых источников.

Фото на странице и на главной странице сайта: Surface / Фотобанк Unsplash