И.Ф. Крузенштерн. Источник: Википедия

И.Ф. Крузенштерн. Источник: Википедия

 

7 августа 1803 г. из Кронштадта под командованием Ивана Крузенштерна в дальнее плавание вышли два судна, «Надежда» и «Нева», на которых русские моряки впервые совершили кругосветное плавание.

Ныне известный нам как Иван Федорович Крузенштерн при рождении был Адамом Иоганном фон Крузенштерном. Он происходил из остзейских дворян с немецко-шведскими корнями. Как пишет Владимир Ергер в книге «Верь в надежду», в детстве он был слаб здоровьем, рос в окружении родительской любви, никто в роду у него не был ни моряком, ни путешественником. Он поступил в Морской кадетский корпус без всякого спроса и согласия на то отца, и его записали Иваном Федоровичем. Так в жизни Ивана Крузенштерна началась новая глава, полная открытий и приключений.

Учебу пришлось завершить досрочно из-за начавшейся русско-турецкой войны, которая далее перешла в войну со Швецией. Приняв участие в военных действиях, юный Крузенштерн вскоре стал лейтенантом. В 1793 г. в числе лучших молодых флотских офицеров он направился на стажировку в Англию набираться еще большего опыта. Пробыв в британском флоте почти шесть лет, И.Ф. Крузенштерн успел побывать в Северной Америке, Индии, Китае, вследствие чего у него появилась идея о развитии торговли с восточными странами. Он описал властям, какую выгоду может получить государство от совершенствования торговых путей, если учитывать, что транспортировка пушнины и других ценностей с берегов Русской Америки в Россию по морю намного быстрее и дешевле, чем по суше через Сибирь. Но сразу одобрение получить не удалось.

К моменту, когда на престол взошел Александр I, И.Ф. Крузенштерн женился, ожидал стать отцом и начать спокойную семейную жизнь. Однако он не оставил надежд улучшить торговые связи в своей стране, поэтому решил вновь представить свою идею. Но то, что на этот раз ее поддержали, привело Крузенштерна в некоторое смятение, ведь Александр I определил, чтобы сам инициатор и стал исполнителем кругосветного путешествия.

«Я вознамерился было оставить службу, дабы наслаждаться семейственным счастием. Но от сего надлежало теперь отказаться и оставить жену в сугубой горести. Чувствования мои воспрещали принять сие лестное поручение. Но адмирал Мордвинов объявил мне, что если не соглашусь быть сам исполнителем по своему начертанию, то оно будет вовсе оставлено. Я чувствовал обязанность к отечеству в полной мере и решил принести ему жертву. Мысль сделаться полезным, к чему стремилось всегда мое желание, меня подкрепляла; надежда совершить путешествие счастливо ободряла дух мой, и я начал всемерно заботиться о приготовлениях в путь, не испытанный до того россиянами», — пишет Иван Крузенштерн в книге «На парусниках "Надежда" и "Нева" в Японию. Первое кругосветное плаванье российского флота». А чтобы обезопасить благосостояние жены Крузенштерна, император Александр I обеспечил ее жалованием на 12 лет вперед, ведь было неизвестно, как пройдет экспедиция и вернется ли глава семьи.

Маршрут кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Синим обозначен маршрут «Надежды», красным — «Невы». Источник: Зубов, Н. Н. Отечественные мореплаватели-исследователи морей и океанов. — М.: Географгиз, 1954. — С. 476; Википедия

Маршрут кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Синим обозначен маршрут «Надежды», красным — «Невы». Источник: Зубов, Н. Н. Отечественные мореплаватели-исследователи морей и океанов. — М.: Географгиз, 1954. — С. 476; Википедия

 

Первоначально экспедиция планировалась как коммерческое предприятие Российско-Американской компании, но из-за финансовых трудностей потребовалась помощь государства, и тогда задачи экспедиции были сильно расширены в политическом плане: предстояло обследовать Сахалин и Курильские острова, наладить дипломатические отношения с Японией и открыть рынок Китая для торговли русскими мехами. Для экспедиции потребовался второй командир, поскольку планировалось, что она пройдет на двух кораблях. Им стал капитан-лейтенант Ю.Ф. Лисянский, который служил вместе с И.Ф. Крузенштерном в английском флоте и за это время Иван Федорович смог убедиться в его знаниях и умениях. Оба корабля выбирали Ю.Ф. Лисянский и корабельный мастер И.С. Разумов, которые нашли необходимые суда в Англии. Это были уже испробованные в других плаваниях 16-пушечный 450-тонный шлюп «Леандр», переименованный в «Надежду», на котором плыл И.Ф. Крузенштерн, и 14-пушечную 370-тонную «Темзу», ставшей «Невой», на ней плыл Ю.Ф. Лисянский. Для установления дипломатических отношений с Японией в путешествии принял участие дипломат и путешественник Н.П. Резанов.

Иллюстрация из книги «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна». Источник: Научная библиотека Русского географического общества

Иллюстрация из книги «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна». Источник: Научная библиотека Русского географического общества

 

Кругосветное плавание завершилось в 1806 г. Помимо торговых и политических задач были выполнены и научные. Благодаря профессиональной команде, в которую вошли зарубежные ученые, плавание стало важной вехой в изучении Мирового океана. Так, в экспедиции принял участие немецкий естествоиспытатель,  врач и художник-иллюстратор Вильгельм Готтлиб Тилезиус. Он заметил «свечение моря» и установил, что свет давали мельчайшие организмы, а при процеживании воды она переставала светиться. Тилезиус стал автором ряда работ о различных классах животного царства, главным образом о кишечнополостных, иглокожих и рыбах. Естествоиспытатель составил большой атлас, иллюстрирующий природу и население посещенных стран. Швейцарский астроном Иоганн Каспар Горнер выполнял астрономические, картографические и гидрометеорологические работы. Во время плавания систематически производились измерения температуры разных слоев воды, делались промеры глубин. Эти данные, а также информация о течениях, приливах и отливах в дальнейшем стали одной из основ океанографии, а наблюдения за погодой в разных уголках земного шара оказались значимыми для становления климатологии. За время трехлетнего путешествия были открыты новые острова и стерты с карт несуществующие, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии. Были составлены чукотский и айнский словари. Материалы, собранные во время путешествия «Невы» и «Надежды», представляли большую ценность для изучения первобытных народов Океании и северной части Тихого океана. По результатам путешествия была описана древняя гавайская культура с ее непреложными законами «табу» и человеческими жертвоприношениями. Были проведены и другие исследования, но в условиях дальнего плавания добывать знания приходилось с большим трудом. Немецкий натуралист и этнограф Георг Генрих фон Лангсдорф, собирая образцы, столкнулся с тем, что часть его гербария сгнила из-за повышенной влажности, а его коллекции насекомых съели муравьи. На обратном пути в Санкт-Петербург часть коллекции ботанических образцов была утеряна в реке Лене. Тем не менее он, как и другие ученые, смог опубликовать результаты своих работ, а командиры кораблей опубликовали свои путевые заметки, которые были переведены на ряд западноевропейских языков.

Интерес к экспедиции И.Ф. Крузенштерна был велик в России и в Европе и не утихал несколько десятилетий, несмотря на то что экспедиция прошла по заранее определенному плану. В 1822 г. в «Вестнике Европы» с иронией писали, что читателям нужно, чтобы с моряками немедленно что-то приключилось, например, только лишь выйдя из порта, они были застигнуты бурей и потеряли дорогу, или потерпели кораблекрушение, но «Крузенштерн объехал кругом земный шар, не претерпевши ни кораблекрушения, ни болезней, и не встретив никакой важной неприятности; со всем тем его повествование крайне любопытно для наблюдателя нравов и Природы», — приводят отрывок из журнала в Русском географическом обществе.

Некоторые члены экипажа первого русского кругосветного плавания в дальнейшем уже сами стали командирами экспедиций — в том числе Фаддей Беллинсгаузен, будущий первооткрыватель Антарктиды, и Отто Коцебу, совершивший еще одно кругосветное путешествие. Тем самым уникальный опыт, полученный в кругосветном плавании под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, стал основой для дальнейших географических открытий.

И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Художник П. Павлинов. Источник: sailngstamps.ru

И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Художник П. Павлинов. Источник: sailngstamps.ru

 

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.