Ученые обнаружили ДНК, которая говорит о том, что волынской лихорадкой, которую традиционно считают заболеванием Первой мировой войны, болели «гражданские» за несколько столетий до событий 1914-1918 гг. Всего исследователи проанализировали фрагменты костей и зубов 145 человек, живших в период с I по XIX вв. Примерно 20% этих останков содержали следы Bartonella quintana – бактерии, вызывающей окопную лихорадку. Об этом сообщает портал EurekAlert! со ссылкой на Университет Южной Флориды. Статья с результатами исследования появилась в журнале PLOS ONE.

Впервые наблюдаемая в британских экспедиционных войсках в 1915 году, окопная, или волынская, лихорадка поразила примерно 500 000 солдат во время Первой мировой войны. С тех пор болезнь стала синонимом поля боя. Но новое исследование международной группы ученых опровергает это убеждение.

Исследователи изучили ископаемые останки, найденные на римском кладбище в Сиракузах, Сицилия. Изначально – чтобы лучше понять пищевые привычки и здоровье христианского населения, проживавшего там в III и IV веках. В сотрудничестве с французскими эпидемиологами ученые использовали тестирование полимеразной цепной реакции в режиме реального времени – и обнаружили ДНК бактерии B. quintana в останках.

«После заражения возникают заболевания, такие как окопная лихорадка, которые могут оставлять следы в вашей ДНК и могут оставлять в вашей ДНК дополнительную информацию, – отметили авторы работы. – Это означает, что после смерти человека, даже 2000 лет назад, все еще можно найти следы бактерии, заразившей его.

Это открытие, утверждают ученые, проливает свет на сложную историю окопной лихорадки и дает ответы на исторические вопросы о жизни христианских граждан в итальянском регионе в III и IV веках.

[Фото: University of South Florida]