0 комментариев 905

«Хаббл» изучает самый яркий гамма-всплеск

Новые наблюдения с космического телескопа «Хаббл» позволили исследовать природу гамма-всплеска GRB 190114C. Сильный всплеск произошел в очень плотной среде, прямо в середине яркой галактики, в пяти миллиардах световых лет от нас.

Новые наблюдения с космического телескопа «Хаббл» НАСА/ЕКА позволили исследовать природу гамма-всплеска GRB 190114C. Сильный всплеск произошел в очень плотной среде, прямо в середине яркой галактики, в пяти миллиардах световых лет от нас, сообщается на сайте миссии «Хаббл». Результаты исследования описаны в статье, опубликованной в журнале Nature.

Гамма-всплески – самые мощные взрывы во Вселенной. Они излучают большую часть своей энергии в гамма-лучах. И эта энергия в разы превосходит энергию видимого света (света, который мы можем видеть).

В январе 2019 года чрезвычайно яркий и длинный гамма-всплеск (GRB) был обнаружен несколькими телескопами, в том числе телескопами НАСА «Свифт» и «Ферми», а также черенковскими телескопами MAGIC. Этот всплеск получил название GRB 190114C. Он излучал такое количество энергии, какое никогда прежде не наблюдалось, – один тераэлектронвольт (ТэВ), то есть примерно в триллион раз больше энергии на фотон, чем у видимого света.

Как показывают предыдущие наблюдения, чтобы обладать такой энергией, материал должен испускаться из коллапсирующей звезды со скоростью, которая составляет 99,999% скорости света.  Этот материал затем пропускается через газ, который окружает звезду, вызывая удар, который создает сам гамма-всплеск. Впервые ученые наблюдали чрезвычайно энергичные гамма-лучи от этого конкретного взрыва.

[Иллюстрация: ESA/HUBBLE, M. KORNMESSER]