10 мая в пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоялась пресс-конференция ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академика РАН Виктора Садовничего. Ректор МГУ рассказал журналистам о роли российских университетов в эпоху больших вызовов и основных задачах, поставленных перед ними научным сообществом и президентом страны.
Совсем недавно произошли два крупнейших события в научно-образовательной сфере: во-первых, в конце апреля состоялся XI Съезд Союза Ректоров; во-вторых, буквально через пару недель после съезда президент России Владимир Путин, вновь вступая в должность, поставил задачи для деятелей науки и образования на ближайшие годы. Прошедшие мероприятия позволили обозначить основные направления дальнейшего развития российских университетов и всей научно-образовательной системы.
Одной из главных проблем российского образования до сих пор остается централизация ведущих университетов и научных организаций вокруг Москвы — молодежь, желающая получить достойное образование, а также молодые ученые, мечтающие об успешной карьере в науке, не остаются в своих родных городах, а приезжают в столицу. Качество образования в регионах значительно уступает "столичным" вузам. Этим вопросом давно озадачились и в Российской академии наук — необходимо выравнивать качество вузов в столице и регионах. В ответ на этот вызов ректор МГУ предложил соответствующую программу под говорящим названием "Вернадский": знаменитый на весь мир ученый создавал школы при университетах. Под его руководством были открыты школы при университетах Москвы, Санкт-Петербурга, Симферополя и других городов. Садовничий предлагает перенять опыт великого ученого, создавать тем самым единое образовательное пространство, что позволит "не привозить все в Москву".
Программа "Вернадский" подразумевает следующее: ведущие университеты Москвы устанавливают связи с университетами в регионах по тем направлениям, которые в этих вузах наиболее развиты и продвинуты. Затем они организуют совместные лаборатории и кафедры, открывают общие центры коллективного пользования, составляют совместные программы по подготовке аспирантов. Предлагается также организовать студенческую мобильность между сотрудничающими университетами и отправлять студентов из одного вуза в другой на полгода. Главной задачей программы, по словам Садовничего, станет именно повышение качества образования в регионах, создание там школ достойного уровня, быть может даже мирового. Студент не обязан ехать в столицу за качественным образованием — оно должно быть и в его родном регионе.
Говоря о студентах, Садовничий отметил, что нужно помнить не только о необходимости выравнивания качества образования в столице и регионах, но и о том, что мы должны научить нашу молодежь учиться. Россия всегда была мировым лидером по качеству фундаментального образования и остается им до сих пор. Это важно, потому что каждые два-три года в мире меняются приоритетные направления, и человек должен уметь подстроиться под эти изменения, вникнуть в то новое, что привнесла наука в нашу жизнь. Именно поэтому университеты сегодня должны делать упор на фундаментальную часть образования, на расширение кругозора студента и раскрытие его талантов. Человек окажется безоружным в нашем мире, если не научится учиться, отметил ректор МГУ.
Молодежь стремится к науке и образованию — это доказывает ежегодное увеличение числа школьников и студентов, принимающих участие в олимпиадах. Важнее даже то, что они участвуют в них не единожды, а становятся постоянными членами олимпиадного движения, принимают участие в нескольких олимпиадах, достигают определенных высот и не останавливаются на этом. Совсем недавно завершился студенческий форум "Ломоносов", который стал базой для создания Международного союза молодых ученых. Инициаторами создания союза стали сами студенты. Они же выбрали и две главные темы своих научных исследований на ближайшие годы — экология и цифровые технологии. Поэтому Садовничий отметил, что это стремление молодежи к науке и образованию должно всячески поддерживаться: нам просто необходимо создавать научные школы при университетах, распространять науку в регионах, еще больше и лучше ее популяризировать и предоставлять молодому исследователю все необходимые условия для его творческого пути.
Садовничий говорил также о необходимости совершенствования и обновления научных центров коллективного пользования. Он напомнил, что в России на сегодняшний день есть всего три суперкомпьютера мирового класса. Два из них принадлежат МГУ и расположены в Москве, третий — в Санкт-Петербурге. Но эти машины должны быть доступны всем научным организациям страны. Садовничий предлагает расширить список участников Суперкомпьютерного консорциума университетов России и объединить усилия в использовании оборудования и совершенствовании центров коллективного пользования. Такая задача была поставлена и в майских указах президента России — создать научную инфраструктуру передового уровня и сделать ее доступной для всех.
Много внимания в ходе Съезда Союза Ректоров уделялось и обсуждению международной деятельности российских университетов. По словам Садовничего, в этом вопросе наблюдается положительная динамика: растет число иностранных студентов, все больше молодых людей проявляют интерес к нашим университетам и нашей науке. Но интерес к нашим университетам проявляют не только студенты, но и ректоры их университетов: за последнее время было проведено 50 форумов ректоров России и зарубежных стран, на которых обсуждались дальнейшие планы взаимодействия России с зарубежными университетами. Более 2000 ректоров принимали участие в этих форумах. Московский университет в свою очередь может похвастаться завершением строительства здания совместного филиала МГУ и Пекинского политехнического университета в городе Шэньчжэнь. Примечательно, что инициатором создания филиала выступила китайская сторона. По словам Садовничего, уже в декабре этого года в этом здании пройдут первые занятия.