Материалы портала «Научная Россия»

Главная цель — научить учиться

Главная цель — научить учиться
10 мая в пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоялась пресс-конференция ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академика РАН Виктора Садовничего

10 мая в пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоялась пресс-конференция ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академика РАН Виктора Садовничего. Ректор МГУ рассказал журналистам о роли российских университетов в эпоху больших вызовов и основных задачах, поставленных перед ними научным сообществом и президентом страны.

Совсем недавно произошли два крупнейших события в научно-образовательной сфере: во-первых, в конце апреля состоялся XI Съезд Союза Ректоров; во-вторых, буквально через пару недель после съезда президент России Владимир Путин, вновь вступая в должность, поставил задачи для деятелей науки и образования на ближайшие годы. Прошедшие мероприятия позволили обозначить основные направления дальнейшего развития российских университетов и всей научно-образовательной системы. 

Одной из главных проблем российского образования до сих пор остается централизация ведущих университетов и научных организаций вокруг Москвы — молодежь, желающая получить достойное образование, а также молодые ученые, мечтающие об успешной карьере в науке, не остаются в своих родных городах, а приезжают в столицу. Качество образования в регионах значительно уступает "столичным" вузам. Этим вопросом давно озадачились и в Российской академии наук — необходимо выравнивать качество вузов в столице и регионах. В ответ на этот вызов ректор МГУ предложил соответствующую программу под говорящим названием "Вернадский": знаменитый на весь мир ученый создавал школы при университетах. Под его руководством были открыты школы при университетах Москвы, Санкт-Петербурга, Симферополя и других городов. Садовничий предлагает перенять опыт великого ученого, создавать тем самым единое образовательное пространство, что позволит "не привозить все в Москву".

Программа "Вернадский" подразумевает следующее: ведущие университеты Москвы устанавливают связи с университетами в регионах по тем направлениям, которые в этих вузах наиболее развиты и продвинуты. Затем они организуют совместные лаборатории и кафедры, открывают общие центры коллективного пользования, составляют совместные программы по подготовке аспирантов. Предлагается также организовать студенческую мобильность между сотрудничающими университетами и отправлять студентов из одного вуза в другой на полгода. Главной задачей программы, по словам Садовничего, станет именно повышение качества образования в регионах, создание там школ достойного уровня, быть может даже мирового. Студент не обязан ехать в столицу за качественным образованием — оно должно быть и в его родном регионе. 

Говоря о студентах, Садовничий отметил, что нужно помнить не только о необходимости выравнивания качества образования в столице и регионах, но и о том, что мы должны научить нашу молодежь учиться. Россия всегда была мировым лидером по качеству фундаментального образования и остается им до сих пор. Это важно, потому что каждые два-три года в мире меняются приоритетные направления, и человек должен уметь подстроиться под эти изменения, вникнуть в то новое, что привнесла наука в нашу жизнь. Именно поэтому университеты сегодня должны делать упор на фундаментальную часть образования, на расширение кругозора студента и раскрытие его талантов. Человек окажется безоружным в нашем мире, если не научится учиться, отметил ректор МГУ. 

Молодежь стремится к науке и образованию — это доказывает ежегодное увеличение числа школьников и студентов, принимающих участие в олимпиадах. Важнее даже то, что они участвуют в них не единожды, а становятся постоянными членами олимпиадного движения, принимают участие в нескольких олимпиадах, достигают определенных высот и не останавливаются на этом. Совсем недавно завершился студенческий форум "Ломоносов", который стал базой для создания Международного союза молодых ученых. Инициаторами создания союза стали сами студенты. Они же выбрали и две главные темы своих научных исследований на ближайшие годы — экология и цифровые технологии. Поэтому Садовничий отметил, что это стремление молодежи к науке и образованию должно всячески поддерживаться: нам просто необходимо создавать научные школы при университетах, распространять науку в регионах, еще больше и лучше ее популяризировать и предоставлять молодому исследователю все необходимые условия для его творческого пути.

Садовничий говорил также о необходимости совершенствования и обновления научных центров коллективного пользования. Он напомнил, что в России на сегодняшний день есть всего три суперкомпьютера мирового класса. Два из них принадлежат МГУ и расположены в Москве, третий — в Санкт-Петербурге. Но эти машины должны быть доступны всем научным организациям страны. Садовничий предлагает расширить список участников Суперкомпьютерного консорциума университетов России и объединить усилия в использовании оборудования и совершенствовании центров коллективного пользования. Такая задача была поставлена и в майских указах президента России — создать научную инфраструктуру передового уровня и сделать ее доступной для всех. 

Много внимания в ходе Съезда Союза Ректоров уделялось и обсуждению международной деятельности российских университетов. По словам Садовничего, в этом вопросе наблюдается положительная динамика: растет число иностранных студентов, все больше молодых людей проявляют интерес к нашим университетам и нашей науке. Но интерес к нашим университетам проявляют не только студенты, но и ректоры их университетов: за последнее время было проведено 50 форумов ректоров России и зарубежных стран, на которых обсуждались дальнейшие планы взаимодействия России с зарубежными университетами. Более 2000 ректоров принимали участие в этих форумах. Московский университет в свою очередь может похвастаться завершением строительства здания совместного филиала МГУ и Пекинского политехнического университета в городе Шэньчжэнь. Примечательно, что инициатором создания филиала выступила китайская сторона. По словам Садовничего, уже в декабре этого года в этом здании пройдут первые занятия. 

 

 

 

 

 

мгу имени ломоносова олимпиады для школьников программа вернадский ректор мгу имени ломоносова виктор садовничий

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.