Изучив морского червя Platynereis dumerilii, гены которого эволюционировали очень медленно, исследователи из Франции, России и Бразилии выяснили, что, хотя гемоглобин появился независимо у нескольких видов, фактически он происходит от одного гена, переданного всем их последним общим предком, сообщает пресс-служба Национального центра научных исследований Франции. Выводы ученых были опубликованы в журнале BMC Evolutionary Biology.

Красный цвет крови у людей и всех млекопитающих придает гемоглобин – сложный белок, специализирующийся на транспортировке кислорода. Этот белок содержится в системе кровообращения позвоночных, а также у кольчатых червей (семейства червей, наиболее известными представителями которого являются дождевые черви), моллюсков (особенно прудовых улиток) и ракообразных (таких как дафнии, или «водяные блохи»). Считалось, что для того, чтобы гемоглобин появился у таких разнообразных видов, он должен был быть «изобретен» несколько раз в процессе эволюции. Но недавние исследования показали, что все эти гемоглобины, рожденные «независимо», на самом деле происходят от одного предкового гена.

Ученым удалось это выяснить на Platynereis dumerilii, небольшом морском черве с красной кровью. Он считается животным, которое эволюционировало медленно, потому что его генетические характеристики близки к таковым у урбилатерии – морского животного, гипотетического общего предка билатерий (всех животных с билатеральной симметрией). Команда сравнила кровь червя и кровь других видов, чтобы проследить происхождение белков гемоглобина.

Исследование было сосредоточено на большом семействе, к которому принадлежат гемоглобины – на семействе глобинов, белков, присутствующих почти у всех живых существ, которые «хранят» газы, такие как кислород и оксид азота. Но глобины обычно действуют внутри клеток, они не циркулируют в крови, как гемоглобин.

Эта работа показывает, что у всех видов с красной кровью один и тот же ген производит глобин, называемый «цитоглобин», который независимо эволюционировал и превратился в ген, кодирующий гемоглобин. Эта новая циркулирующая молекула сделала транспорт кислорода более эффективным у их предков, которые стали крупнее и активнее.

[Фото: Song et al. / BMC Evolutionary Biology]