Физики создали в лаборатории релятивистскую струю с сильным магнитным полем

Команда ученых из США впервые создала особую форму струи плазмы, которая может углубить понимание гораздо более крупных струй, или джетов, которые вырываются из квазаров, центров молодых галактик и черных дыр.

Команда ученых из США впервые создала особую форму струи плазмы, которая может углубить понимание гораздо более крупных струй, или джетов, вырывающихся из квазаров, центров молодых галактик и черных дыр. Новость появилась на сайте Принстонской лаборатории физики плазмы (PPPL).

«В настоящее время мы создаем стабильные, сверхзвуковые и сильно намагниченные плазменные струи в лаборатории, которые могут позволить нам изучать астрофизические объекты, расположенные на расстоянии в несколько световых лет», - сказал астрофизик Эдисон Лиан (Edison Liang) из Университета Райса, соавтор статьи, опубликованной в The Astrophysical Journal Letters.

Команда создала джет с помощью OMEGA Laser Facility в Лаборатории лазерной энергетики (LLE) Университета Рочестера. Исследователи направили 20 отдельных лазерных лучей OMEGA в кольцевую область на пластмассовой мишени. Каждый лазер создавал крошечный слой плазмы; по мере того как вспышки расширялись, они давили на внутреннюю область кольца, что в результате выдавило плазменную струю, достигающую более четырех миллиметров в длину, и создало магнитное поле, которое имело силу более 100 Тесла.

Диагностические инструменты, разработанные командами из LLE и Массачусетского технологического института (MIT), измеряли плотность, температуру, длину струи, магнитное поле вокруг нее, а также определяли, насколько хорошо она сохраняла свою форму, когда росла в пространстве. Измерения помогают ученым сравнить лабораторные джеты со струями в космическом пространстве. Они также позволяют наблюдать, как плазма ведет себя в различных условиях.

«Это новаторское исследование, потому что ни одна другая команда не запустила сверхзвуковую струю с узкими лучами, которая несет такое сильное магнитное поле, распространяющееся на значительные расстояния, - отметила Лян Гао (Lan Gao), руководитель исследования (на фото). - Это первый случай, когда ученые продемонстрировали, что магнитное поле не просто охватывает струю, но также распространяется параллельно ее оси».

[Фото: Elle Starkman / PPPL]