В этом году свое 80-летие отмечает легендарное предприятие ракетно-космической промышленности — научно-производственное объединение им.С.А.Лавочкина. Именно здесь были сконструированы первый искусственный спутник Луны ("Луна-10", 1966 г.), первый аэростатный зонд в атмосфере Венеры ("Вега-1,-2", 1985 г.), самый большой космический твердотельный радиотелескоп, благодаря которому получен абсолютный рекорд углового разрешения в мировой астрономии (орбитальный радиотелескоп "Спектр-Р", 2011 г.) и множество других сложнейших аппаратов.

Сегодня "Научная Россия" побывала на экскурсии в музее НПО им.С.А.Лавочкина (г.Химки), где сотрудники предприятия рассказали о ключевых моментах в истории НПО и показали подлинники и конструкторские макеты уникальных космических аппаратов.

В 1930-е годы на месте нынешнего НПО Лавочкина работала мебельная фабрика, а позже, по указу советских властей, в этом месте решили открыть передовое авиаконструкторское бюро. Первым отечественным самолетом, выпущенным здесь, стал истребитель "Лагг-1" с рекордной на тот момент скоростью 605 км в час. В годы войны на предприятии работали ремонтные мастерские, где самоотверженные специалисты круглосуточно чинили самолеты. Свою работу конструкторское бюро продолжило и в послевоенные годы. Важнейшей заслугой того времени стала разработка непилотируемых аппаратов для посадки на Луну и исследования ее поверхности.

"Первая разработка спускаемого аппарата на Луну — это "Луна-9". До его запуска никто ранее не мог точно сказать, какая поверхность на Луне, не было физической модели. Этот спускаемый аппарат был рассчитан на то, что (как предполагал легендарный авиаконструктор Сергей Королев) поверхность Луны твердая. В январе 1966-го года состоялся успешный запуск этой станции. Именно тогда впервые в мире была осуществлена мягкая посадка на Луну и стало ясно, что Королев был прав", — рассказала сотрудник музея, работник дирекции НПО им.С.А.Лавочкина Наталья Иголкина.

В музее представлен подлинник (технологический дублер) этой автоматической станции "Луна-9".

Еще одна гордость музея — подлинники возвращаемых аппаратов АМС "Луна-16", "Луна-20" и "Луна-24", с помощью которых в 1970-х годах удалось взять лунный грунт и привезти его на Землю.

В музее представлены также аппараты для исследования загадочной планеты Венера, которая по многим параметрам очень похожа на Землю. Среди них пролетный аппарат АМС "Вега-1" и "Вега-2", спускаемый аппарат АМС "Вега", конструкторский макет межпланетной станции "Венера-4". В рамках миссии "Венера-4" спускаемый аппарат сблизился с горячей планетой в 1967-м году, но был раздавлен давлением атмосферы и не смог приземлиться на поверхность планеты в рабочем состоянии. Тем не менее, благодаря ему была получена информация о первых прямых измерениях температуры, плотности давления и химического состава атмосферы Венеры.

Сегодня коллекция музея НПО им.С.А.Лавочкина включает в себя более 30 космических аппаратов, среди них даже самоходный аппарат "Луноход-3" (подлинник, запуск был отменен) и его корректирующе-тормозная двигательная установка. В фондах музея хранятся также фотоматериалы, аудио и видеозаписи, книги и издания — всё, что связано с работой уникального конструкторского бюро.

В музее есть экспонаты, связанные и с освоением Марса, например, макет межпланетного космического аппарата "ЭкзоМарс-2020". Этот амбициозный международный проект предусматривает разработку российской стороной десантного модуля с посадочной платформой, а европейской стороной — перелетного модуля и марсохода. Старт проекта намечен на 2020-й год, вывести этот аппарат в космос должна российская ракета-носитель "Протон-М".