Рюзабуро Наката (Ryuzaburo Nakata) из Нагойского университета и его коллеги провели исследование феномена социальной фасилитации применительно к приему пищи — известно, что в компании люди едят больше и еда кажется им более вкусной. Изначальной задачей было найти способ улучшить качество жизни у пожилых, которые часто живут в одиночестве. Оказалось, что этот эффект наблюдается у людей, которые видят себя в зеркале во время еды, и даже если перед ними висит фотография едящего человека, причем независимо от возраста. Подробно свои результаты ученые описали в статье, опубликованной в журнале Physiology & Behavior.

«Мы хотели узнать, каковы минимальные условия для социальной фасилитации, — сказал Рюзабуро Наката. — Должен ли другой человек физически присутствовать или достаточно информации, намекающей на присутствие других?». Исследователи обнаружили, что людям еда казалась вкуснее и они ели больше, когда они могли видеть себя в зеркале, по сравнению с тем, когда они ели перед монитором, отображающим изображение стены.

Первоначально исследовательская группа работала с группой пожилых добровольцев. Изучение способов улучшить восприятие пищи у людей, питающихся в одиночестве, особенно актуальны для пожилых людей, потому что исследования показали, что многие часто едят в одиночку. Однако затем группа повторила эксперимент с молодыми добровольцами, и эффект также наблюдался при наличии зеркала, что указывает на то, дело не ограничивается пожилыми людьми.

В другом эксперименте, когда исследователи заменили зеркало фотографиями волонтеров, они обнаружили, что волонтеры все еще переживали увеличение привлекательности пищи и ели больше. Таким образом, к некоторому удивлению, оказалось, что даже статического изображения человека, поедающего пищу, достаточно для возникновения эффекта социальной фасилитации.

[Иллюстрация: Nagoya University]