Персонализированное и лечебное питание, еда из 3D-принтера, сверчки на обед и многое другое: наука — это не только про космические аппараты, это и о том, что у нас на столе. Например, мясо — производство говядины, как известно, один из важных источников выбросов метана в атмосферу. Или, скажем, насекомые — питательный продукт, хотя для европейского меню непривычный. Не говорим уж о пище, которая не только питает, но и поправляет здоровье. Какие проекты уже реализуются и могут стать массовыми — в нашей статье.

Бактерии диктуют диету

Будущее здорового питания — за персонализацией, уверены эксперты. Индивидуальная диета будет составляться в соответствии с особенностями микробиома кишечника. То есть уникальный набор бактерий вашего организма укажет на то, какие продукты вам категорически запрещены, а какие, наоборот, необходимы. Израильские биологи Эран Сегал и Эран Элинав недавно представили свой «Проект индивидуального питания». Они работают над компьютерным алгоритмом, который будет анализировать «бактериальный профиль человека» и подбирать ему рацион. Уже сейчас результаты убедительно говорят о том, что на одни и те же продукты организм разных людей реагирует совершенно по-разному, причем отличия есть даже у близнецов.

Ученые считают, что совсем скоро общие рекомендации по питанию и жаркие споры о самой-самой эффективной диете уйдут в прошлое — человек будет сдавать простой анализ и получать распечатку с рекомендациями.

Свежайшее мясо — только что из принтера

Мясная промышленность перемещается с ферм в лаборатории. Это экологичнее, выгоднее и, наконец, этичнее — говорят ученые. Уже сейчас реализуется несколько пилотных проектов. Марк Пост и его коллеги из Университета Маастрихта в Голландии уже представили первые результаты своего проекта и заявили, что искусственно созданное мясо поступит в продажу уже через пять лет.

Ученые извлекают стволовые клетки из мышечной ткани коровы, выращивают их в специальной питательной среде, а потом заправляют полученной массой с необходимыми добавками «картридж» для 3D-принтера и… распечатывают котлету. Пока с технологией есть несколько проблем, одна из которых — высокая цена, но ученые уверены, что их решение лишь вопрос времени. Через 10-15 лет такой способ производства начнет потихоньку вытеснять традиционные фермы и мясокомбинаты.

Кстати, 3D-принтеры пригодятся не только для распечатки котлет. Профессор Ход Липсон из Колумбийского университета прогнозирует, что в будущем так мы будем готовить множество блюд. Покупаете картриджи с различными ингридиентами, запускаете программу на компьютере и распечатываете себе любое блюдо с учетом особенностей здоровья, совместимости продуктов, вкусовых предпочтений и так далее.

Еда, которая лечит

В недалеком будущем задача еды будет не только насыщать, но и помогать в профилактике и даже лечении различных болезней. Эксперты из Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики прогнозируют, что к 2020-25 годам на прилавках появятся первые наборы функциональных продуктов для разных групп населения благодаря специальным добавкам. Если сейчас в супермаркетах есть отделы диетических и диабетических продуктов, то в будущем подобрать для себя вкусное лекарство можно будет при самых разных заболеваниях. Специалисты обещают, что в продаже будет даже набор продуктов, показанный при стрессе — нет, не шоколадки и алкоголь, а еда с включением, к примеру, растительных антиоксидантов.

К 2020 году в массовое производство выйдут и продукты питания на основе пробиотических консорциумов. Проще говоря, в еду будут добавляться специально разработанные пробиотики — бактериальные препараты, призванные лечить и предотвращать целый ряд болезней.

Сверчки на обед и еда из отходов

Во многих азиатских странах блюда из насекомых — часть привычного рациона. Специалисты предсказывают, что в будущем эта картина не будет экзотикой и в Европе. Экспертные заключения по вопросу «насекомоводства» в пищевой промышленности представили за последние пару лет сразу две авторитетные международные организации: Европейская администрация по безопасности пищи (EFSA) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO).

Эксперты ООН уверены, что это способ прокормить растущее население планеты, они назвали насекомых источником высококачественного белка и пришли к выводу, что почти 2000 видов потенциально пригодны для промышленного разведения в этих целях. Технологи уже сейчас разрабатывают рецепты блюд будущего. К примеру, биохимик Аарон Досси получил грант от EFSA на создание высокопитательной муки из насекомых. Согласно его отчету, продукт получился «с великолепным вкусом и текстурой». Кроме того, он основал компанию, производящую чипсы, протеиновые батончики и прочие снеки из насекомых.

Если великолепного вкуса насекомых недостаточно, то вот еще один тренд — еда из отходов, так называемая биоконверсия. По оценкам экспертов из ВШЭ, к 2025 году пищевое производство станет практически безотходным — из всего, что остается после производства, будут тоже создавать продукты питания, с определенными заданными свойствами. В общем, учимся не задумываться, из чего именно и как приготовлено аппетитное блюдо в ресторане — в будущем такое умение пригодится.