Фото: Лунный грунт, доставленный автоматической станцией "Луна-16", 1970 год. А. Вольгемут, Ю. Устинов, В.Шеффер. ТАСС

Вторая мировая война стала не только мощным импульсом к гонке вооружения двух сверхдержав, СССР и США, но и к их космической гонке. Как Советскому Союзу, так и США было важно заявить – они первые. Особое внимание они уделяли лунным программам. Уже в то время учёные знали, что селенографические исследования (исследования лунной поверхности) нужны не только для того, чтобы изучить саму Луну, но и потому, что изучение ее поверхности, состава, внутреннего строения дает важный материал для понимания эволюции нашей планеты – Земли.

Фото: группа сотрудников, принимавших грунт в ГЕОХИ, второй слева – А.В. Иванов, крайний справа – Л.С. Тарасов, сотрудники лаборатории сравнительное планетологии ГЕОХИ АН СССР, проводившие все дальнейшие работы с грунтом.Источник фото: Роскосмос

Источник фото: Роскосмос

В январе 1959 года к естественному спутнику Земли стартовала советская автоматическая станция «Луна-1». По результатам миссии «Луна-2» автоматический аппарат доставил вымпелы Советского Союза на поверхность Луны, их копию Никита Хрущев подарил президенту США Дауайту Эйзенхауэру, что подогрело ещё больший интерес к космической гонке. Последующие миссии СССР позволили облететь Луну, после чего ученые смогли составить карту всей Луны, включая её обратную сторону. И одно из самых значимых достижений Советского Союза в лунной программе – 24 сентября 1970 года «Луна-16» впервые в мире доставила лунный грунт на Землю.

К памятной дате в 2020 году Роскосмос опубликовал подписанные, в том числе, председателем межведомственного Научно-технического совета по космическим исследованиям академиком М.В. Келдышем документы о миссии «Луна-16», что хранились под грифом секретности несколько десятков лет.

Фото: Работа в приемной камере. Слева – зав. Лаб. Геохимии планет ГЕОХИ АН СССР, доктор технических наук Ю.А. Сурков.Источник фото: Роскосмос

Источник фото: Роскосмос

«Луну-16» создала проектная группа НПО имени С.А.Лавочкина под руководством Георгия Николаевича Бабакина. Автоматический комплекс состоял из: посадочной ступени с грунтозаборным устройством, ракеты «Луна-Земля», возвращаемого аппарата в виде шара с тремя отсеками, в том числе для парашюта и контейнера для собранного лунного грунта. 12 сентября 1970 года «Луну-16» с установленным на неё вымпелом с названием государства, гербом, названием программы и датой запустили на ракете «Протон-К/Д». 20 сентября станция совершила мягкую посадку на территорию Моря Изобилия. Станция пробурила поверхность Луны на 35 см, после чего аппарат вложил полученные образцы весом в 101 г в специальный контейнер. 24 сентября лунный грунт уже достиг Земли для дальнейших исследований.

В опубликованном экспресс-отчёте 1970 года указано, что полученное вещество неоднородно по величине и составу частиц, многие крупные частицы имеют чечевичную форму и серовато-коричневый цвет. Позднее было выявлено, что сыпучий лунный грунт – реголит представляет собой порошок, который с легкостью слипается в отдельные рыхлые комки, как влажный песок. Зернистость реголита увеличивается с глубиной. «По химическому составу вещество лунного грунта представляло собой размельченную горную породу базальтового типа», - уточняет Роскосмос, ссылаясь на исследование, которое провел Институт геохимии и аналитической химии АН СССР имени В.И. Вернадского (ГЕОХИ).

Фото: Г.Н. Бабакин с капсулой «Луны-16», заполненной лунным грунтом. Источник фото: Роскосмос

Как указывает Российский государственный архив научно-технической документации, задания «Луны-16» выполнены полностью. Была доказана практическая возможность достижения второй космической скорости, которая необходима для полётов к естественному спутнику Земли, были опробованы три типа траектории полета, решены принципиальные задачи по автоматическому управлению полетом автоматической станции, была осуществлена посадка с селеноцентрической орбиты, что повысило точность посадки.

К тому же, миссия «Луна-16» позволила Советскому Союзу получить первенство, которое было так важно в космической гонке. Международная авиационная федерация зафиксировала следующие мировые рекорды: мировой рекорд максимальной массы, доставленной на лунную поверхность в классе «С»; мировой рекорд максимальной массы, возвращенной на Землю с поверхности Луны в классе «С»; мировой рекорд максимальной массы лунных пород, доставленной на Землю автоматической станцией в классе «С».

Источники:

Памятная дата. 1970 год - АМС «Луна-16». Первая доставка грунта с Луны автоматической станцией. Роскосмос. https://www.roscosmos.ru/22668/

Луна на ладони. Роскосмос https://www.roscosmos.ru/29219/

Первый лунный грунт. Российский государственный архив научно-технической документации. https://rgantd.ru/news/pamyatnye-daty/pervyy-lunnyy-grunt/