Динозавры стали жертвами своего успеха

Динозавры так активно распространялись по Земле, что им перестало хватать ресурсов, выяснили ученые из Великобритании.

Исследователи из Редингского университета в Великобритании составили глобальную карту распространения динозавров по Земле и выяснили, что оно было очень широким. В итоге древним ящерам перестало хватать ресурсов, и пошел обратный процесс — незадолго до того, как все динозавры вымерли из-за астероида или другого фактора, о чем ученые продолжают спорить. Статья опубликована в издании Nature Ecology & Evolution.

Они  проанализировали массив накопленных данных о найденных остатках динозавров, обозначая на карте предположительный регион проживания ископаемого животного. Кроме того, они соотнесли эти данные с существующим представлением о филогенетическом дереве динозавров — как виды связаны друг с другом, и какой от какого произошел. Более детальную работу ученые проводили, выбрав один вид — тираннозавров, а также 13 его ближайших «родственников».

Применив ко всем этим данным ряд статистических методов, исследователи смогли составить глобальную динамическую карту распространения динозавров, где виды появлялись, как перемещались по планете и так далее. Этот процесс был очень активным, поскольку к тому моменту Земля была практически «чистым листом» после одного из крупнейших массовых вымираний видов, случившегося 225 млн лет назад. Соответственно, у динозавров не было конкуренции за место под солнцем. Но такая экспансия не могла продолжаться вечно, в какой-то момент ученые наблюдают замедление распространения, и все дело в том, что динозаврам попросту стало не хватать ресурсов.

Переломный момент видно и по специфике видообразования. Сначала новые виды появлялись вследствие естественных географических барьеров, а позже — для приспособления к среду и борьбе за ресурсы с другими видами.

вымирание динозавры размножение эволюция