31 января в Международном мультимедийном  пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялось первое в этом году заседание Зиновьевского клуба. Тема заседания «Проблема социального знания и кризис гуманитарной науки». В современном мире важное значение приобретают человеческие отношения. Экономика, политика, управление — всё это сферы социального взаимодействия в едином целом, называемые человеческой цивилизацией. Можем ли мы знать что-то о законах социального целого? Что такое социальное действие на основе научного знания? История человечества как история социальной организации ещё не написана, но способна ли в принципе гуманитарная наука решить такую задачу? 

На эти и другие, подчас, сложные вопросы ответили председатель Зиновьевского клуба Ольга Зиновьева, координатор клуба Дмитрий Куликов, арт-директор клуба Ксения Зиновьева и члены Зиновьевского клуба - Искандер Валитов, Алексей Панкин и Михаил Фридман.

Социально-гуманитарное знание сталкивается сегодня с главной проблемой - уход от концепций философов XIX и XX веков, которые утверждали , что человек не является продуктом только биологического взаимодействия, а, в большей степени, социальных и коллективных отношений. Участники заседания убеждены, что фундаментальные естественные науки не могут быть теоретической основой социально-гуманитарных феноменов. В структуре взаимоотношений человека с обществом работают иные теоретические механизмы.

«Всякие попытки на основе естественнонаучных представлений судить о социально-гуманитарных феноменах в общем–то обречены на провал...Ведь и Маркс подчеркивал, что человек появился в результате какого–то коллективного труда, коллективных осознанных и отрефлексированных взаимодействий. Основной трудностью и проблемой социально-гуманитарного знания является то, что оно не может освоить содержание культуры этих двухсот лет с марксизмом и другими научными теориями», - считает Искандер Валитов.

Дмитрий Куликов замечает, что гуманитарные науки имеют совершенно другое происхождение и в отличие от естественных наук, основанных на теориях и доказательствах. "Западники не случайно не имеют такой категории как доктор искусствоведения или искусствоведческих, педагогических или философских наук. Слово "наука" не применяют к этим категориям. Потому что они очень хорошо понимают генезис науки, и что лежит в ее основании.  А в основании науки лежит гипотеза и эксперимент. Это и есть естественно-научный метод. Поскольку никакого метода в гуманитарной науке нет, зарубежные теоретики утверждают, что есть только естественные науки, где есть экспериментальный путь и экспериментальный метод", - подчеркнул Куликов.

С ним соглашается Искандер Валитов: "То, что в науке называется объектом, здесь в гуманитарном знании имеет принципиально другой характер, чем у естественных наук. Всякая социально-гуманитарная практика имеет дело с рефлексивными системами. Это означает, что любая позиция, любая фигура, всякий человек, который проявляет ту или иную активность, действует, исходя из того как он понимает ситуацию, как он ее отрефлексировал".

Участники обсудили также высказывания американского биолога, Нобелевского лауреата Джеймса Уотсона о том, что гены влияют на различие между IQ представителей европеоидной и негроидной рас. Участники заседания выразили мнение о том, что когда речь идет о человеке и его интеллектуальных способностях надо четко отличать две вещи. С одной стороны его некую биологическую подоснову как способ существования биологических тел. С другой стороны рассматривать человека с точки зрения продукта социальной организации.

«По Марксу и другим философам, включая Зиновьева, человек с его айкью (IQ), интеллектуальными способностями и поступками, определяется не тем, каковы особенности его биологического субстрата, включая расовые и генетические коды, а совершенно другими механизмами, по поводу которых у человечества явных и артикулированных представлений до сих пор нет», - заявил Валитов.

Члены Зиновьевского клуба считают, что социально-гуманитарное знание меняется вместе с развитием человеческой цивилизации. Многие мыслительные процессы в основе этого знания пропадают за ненадобностью, особенно с приходом цифровых технологий. Однако социально-гуманитарное знание очень важно для понимания и реализации человеческих взаимоотношений. Заседание завершилось дискуссией о  значении социально-гуманитарного знания и роли Александра Зиновьева в формировании отечественной философской мысли.