В рамках VII Московской Урологической Школы 21 сентября состоялась пресс-конференция члена-корреспондента РАН, главного уролога Министерства здравоохранения РФ Дмитрия Пушкаря и радиолога Валерия Крылова. Встреча была посвящена инновационным методам лечения рака предстательной железы.
Дмитрий Пушкарь, заведующий кафедрой урологии МГМСУ, руководитель клиники урологии на базе Городской клинической больницы им. С.И. Спасокукоцкого начал пресс-конференцию с развенчания мифов о раке простаты. По его словам, неверно и опасно полагать, что рак простаты у всех мужчин, что его можно не лечить и что у конкретного человека его никогда не будет. Это все заблуждения, из-за которых пациенты не начинают вовремя лечение. Член-корреспондент РАН назвал и причины появления рака:
«Мы знаем, что избыточное употребление животных жиров способствует развитию всех онкологических заболеваний. Гиподинамия, высокий сахар, высокое давление способствуют развитию вообще всех заболеваний».
Он также привел статистику: 50% больных в России – это больные с распространенными формами рака простаты. Даже после проведения операции не может быть гарантии, что в организме пациента больше нет микропоражений в костях и лимфоузлах. До недавних пор обнаружить их не представлялось возможным.
Заведующий отделением радиохирургического лечения открытыми радионуклидами Медицинского радиологического научного центра им. А.Ф. Цыба Валерий Крылов подтвердил, что ранее не существовало методов визуализировать распространившиеся по организму единичные раковые клетки. Теперь эти клетки можно не только обнаружить, но и уничтожить. Валерий Крылов рассказал о таком методе - радионуклидной терапии на примере рака щитовидной железы:
«Большая часть пациентов, с которыми мы работаем в ядерной медицине, – больные раком щитовидной железы. Раковые клетки метастазировали и разбежались по всему организму, их не найдешь и не достанешь. Нет, достанешь! С помощью радиоактивного йода, который избирательно в этой клетке накапливается. Мы можем, во-первых, увидеть ее. Во-вторых, убить. Это естественный природный таргетинг».
Радиолог рассказал о механизме действия: на поверхности раковой клетки есть белковые отростки, к ним можно «приставить» радиоактивный заряд, который докажет наличие раковых клеток, и, заменив диагностический заряд на терапевтический, их можно убить. Этот терапевтический заряд – радиофармацевтический препарат, содержащий лечебный радионуклид. Такая терапия, по словам Валерия Крылова, обладает высокой селективностью при минимальном повреждении кроветворных клеток.
Этот вид терапии не может гарантировать полного излечения, однако, как сказал заведующий отделением радиохирургического лечения открытыми радионуклидами, она поможет больным перестать испытывать боль:
«Мы можем избавить пациента от страданий, продлить жизнь и сделать ее более счастливой. Он будет либо каждый день проживать в муках, в пытках, либо жить, так скажем, на свободе и без боли. Ради этого стоит делать эту терапию».
Дмитрий Пушкарь затронул и вопросы диагностики рака простаты. Он признался, что выступает за скрининг и против ранней диагностики. Член-корреспондент РАН рассказал, что несколько лет назад появились научные работы, в которых исследователи, после наблюдения за пациентами, пришли к выводу, что есть такие виды рака простаты, которые можно не лечить. По мнению Дмитрия Пушкаря, делать такие заявления опасно:
«Сказать такое в России – преступление. У нас есть пословица – «Слышу звон, не знаю, где он». Люди, которые услышали, что рак можно не лечить у 2% больных, решили, что его вообще не нужно лечить».
Оба спикера пришли к мнению, что клинические и радионуклидные специалисты, онкоурологи, урологи, хирурги, онкологи должны работать вместе и сообща, перенимая опыт друг друга. В медицинских вузах будущие урологи должны изучать и онкологию, и радиологию.
На сегодняшний день рак простаты находится на втором месте в структуре онкологической заболеваемости у мужчин в России и на третьем – в структуре смертности. Сейчас эта болезнь поддается лечению, однако она может прогрессировать и угрожать жизни.