Чем мощнее землетрясение, тем сложнее его предсказать

Американские ученые выяснили, что современные системы предупреждения настроены на слабые подземные толчки.

Ученые из Геологической службы США показали, что современная система предупреждения о землетрясении лучше работает в случае слабых подземных толчков, в случае же сильного удара может оказаться бесполезной. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Science Advances.

Исследователи разработали модель возможного землетрясения вдоль трансформного разлома Сан-Андреас, проходящего по территории штата Калифорния. Сейсмологи показали, что в ближайшие 30 лет на этой территории ожидается мощное землетрясение магнитудой 6,5 или более. Оказалось, что можно предупреждать местных жителей заранее, чтобы провести эвакуацию, но в таком случае будет много ситуаций ложной тревоги. Если же ждать момента измерения полной магнитуды, чтобы убедиться, что угроза серьезна, времени эвакуацию будет слишком мало.

Дело в том, что во время землетрясения сначала происходит сейсмический удар в форме первичных волн, так называемых p-волн. Далее можно зафиксировать более медленные вторничные s-волны, именно они вызывают колебания земли, которую ощущают люди в ходе землетрясения. Для регионов, расположенных в непосредственной близости от тектонических разломов, важно фиксировать уже первичные волны, в более отдаленных регионах обычно ждут s-волн, чтобы дать сигнал тревоги.

землетрясения