В экспериментах по рукопожатию люди, которые никогда не брали нож, становились основным источником ДНК на рукоятке примерно в 7% случаев, сообщила судебно-медицинский эксперт Синтия Кейл, - пишет sciencenews.org.

ДНК была передана, когда партнер по рукопожатию взялся за нож.

В отдельном исследовании, последний человек, который прикоснулся к объекту, такому как общественный кувшин, часто не был основным источником переданной ДНК, - сообщила Линн Ризор - судебный антрополог, который выполнял работу в Университете Индианаполиса.

Полученные данные свидетельствуют о том, что даже короткий контакт с другим человеком или объектом может распространить его ДНК повсюду, что может усложнить расследование на месте преступления. По словам Ризор и Кейл, результаты не означают, что доказательства ДНК ненадежны, но следователи должны учитывать эти случайные передачи.

В реальных ситуациях, вероятно, редко можно найти ДНК людей в местах, где они никогда не были, или на объектах, с которыми они никогда не работали, говорит судебно-медицинский генетик Мехтильд Принц из Коллегии уголовного правосудия Джона Джея в Нью-Йорке. По ее словам, оставленная ДНК обычно нестабильна и со временем разрушается. «Мы не можем сбрасывать со счетов [идею], - говорит она, - но мы не должны использовать ее, чтобы отказываться от доказательств в каждом отдельном случае».

Ранее Кейл из Хьюстонского центра судебно-медицинской экспертизы обнаружила, что рукопожатие в течение двух минут может передавать ДНК одного человека объекту посредством руки другого человека. Но многие критики говорили, что две минуты - это слишком долгое время для рукопожатия. В новых экспериментах Кейл сократила время рукопожатия до 10 секунд. По ее словам, даже более короткий контакт может также передавать ДНК.

В эксперименте Ризор четверо студентов Университета Индианаполиса сидели за столом и наливали напитки из общего кувшина. Другие студенты, наблюдающие за экспериментом, могли свободно выходить из комнаты, разговаривать и передвигаться, чтобы смоделировать обстановку в ресторане. Когда каждый участник за столом держал кувшин и пластиковую чашку, исследователи брали образцы ДНК с их рук, ручки кувшина, чашки.

ДНК студентов за столом была на ручке кувшина и на чашках друг друга, хотя добровольцы брали только свою чашку и кувшин. Более того, обнаружилась и ДНК других студентов в комнате, но никто из наблюдателей соприкасался с участниками за столом руками, через кувшин или чашки. ДНК наблюдателей, возможно, распространилась на чашки и кувшин через крошечные капельки, когда наблюдатели разговаривали, кашляли или чихали.

Глядя на количество ДНК, оставленное на объектах, исследователи не могли определить, кто прикасался к кувшину последним, и не могли точно определить, как долго человек касался кувшина или чашки. Результаты показывают, что ДНК может легко передаваться в социальных условиях непредсказуемым образом, - сказала Ризор.

Некоторые из этих результатов можно объяснить тем, что люди теряют ДНК с разной скоростью, - говорит Принц. Но до сих пор неясно, как часто этот тип передаваемой ДНК может искажать расследования на месте преступления, говорит она: «Мы все еще пытаемся понять, насколько это реалистично».