Человеческие гормоны сделали крокодилов транссексуалами

Гормон 17α-метилтестостерон, который используют на рыбных фермах, превращает многих самок-крокодилов у побережья Коста-Рики в самцов — при том, что потепление климата действует в обратном направлении.

Ученые из Технологического университета Теннесси (США), под руководством физиоэколога Криса Мюррея (Chris Murray) установили, что самки острорылых крокодилов (Crocodylus acutus), обитающие у побережья Коста-Рики, массово меняют пол на противоположный, под действием токсина антропогенного происхождения. Статью об этом, опубликованную в журнале Science, пересказывает сайт этого журнала.

Проверив 474 крокодилов, отловленных в семи точках побережья рядом с Пало-Верде, ученые установили, что на одну самку среди них приходится 3,5 самца — соотношение, очень далекое от нормы. Причем если у взрослых крокодилов мужской пол составляет 60%, то у молодняка — уже почти 80%.

В чем же причина? Исследователи также обнаружили в тканях крокодилов, взятых на биопсию, гормон 17α-метилтестостерон. Этот гормон врачи прописывают пожилым мужчинам, у которых снижается уровень тестостерона, или женщинам, больным раком груди. Однако на побережье Коста-Рики 17α-метилтестостерон используют рыбофермы, выращивающие тилапий — для того, чтобы получить больше самцов, которые быстрее растут и, соответственно, экономически выгоднее. При этом гормон в больших количествах попадает в морскую воду и отравляет крокодилов, делая их «транссексуалами».

Этот эффект проявляется на самом деле еще сильнее, чем кажется. Однако он отчасти нивелируется потеплением климата, которое действует в обратном направлении. Менее чем за 20 последних лет в окрестностях Пало-Верде средние температурные минимумы повысились на 2,5°C. А у крокодилов пол детенышей определяет температура инкубации яиц, из которых они вылупляются — и чем теплее, тем больше вероятность появления на свет самки. То есть, из-за потепления самки, теоретически, должны были начать численно доминировать (как это сейчас происходит у бородатых агам в Австралии), однако из-за гормона вышло наоборот.

Стоит отметить, что случай с крокодилами на побережье Коста-Рики не единичный, и ученые давно уже бьют тревогу относительно того, что делают попадающие в природу гормоны с другими живыми существами. Впрочем, это касается не только гормонов, но и другого антропогенного загрязнения.

Хотя, некоторым видам животных все же удается быстро приспособиться — как это произошло с одним видом карповых рыб у восточного побережья США. Но рассчитывать, что все живые существа окажутся столь адаптивными, конечно же, нельзя.

биология гормоны загрязнение крокодилы