И.Т. Спасский — широко известный во второй четверти XIX в. врач, преподаватель судебной медицины Училища правоведения и профессор Петербургской медико-хирургической академии. Он интересен тем, что был домашним доктором семьи А.С. Пушкина и оставил записки о последних днях жизни поэта — «Последние дни А.С. Пушкина (рассказ очевидца)».

 

К моменту знакомства с А.С. Пушкиным И.Т. Спасский имел звание профессора Петербургской медико-хирургической академии и возглавлял кафедру судебной медицины в Училище правоведения. По словам современников, он пользовался большой популярностью как среди врачей, так и среди публики и был человеком прогрессивных взглядов. Разносторонне образованный, Спасский боролся против неумеренного потребления лекарств, выступал за помощь людям вне зависимости от социального происхождения и в то же время защищал врачей от невежественных нападок.

В семью Пушкина Спасский попал в 1832 г. и сразу же стал его доверенным лицом, занимаясь здоровьем самого светила русской поэзии, его жены Натальи Николаевны, детей, а также дальних родственников. Сестра Пушкина Ольга Сергеевна в письме от 24 октября 1835 г. писала, что брат «верит в Спасского, как евреи верят в приход Мессии, повторяет все, что тот говорит». При этом Спасский был одновременно и педиатром, и гинекологом, и терапевтом. 

В апреле 1834 г. Пушкин писал жене: «…сделай милость, не забудь прочесть инструкцию Спасского и поступай по оной… после завтра обедаю у Спасского и буду на тебя жаловаться…». Сестра жены Пушкина Екатерина Гончарова писала брату Дмитрию, что Иван Тимофеевич лечил и ее, и сестру Александру, и прислугу, не принимая при этом денег: «Я чувствую, что я ему очень обязана, и однако не знаю, как отблагодарить его за свое лечение». В знак расположения Пушкин подарил Спасскому собственную трость, отделанную серебром.

После дуэли, на которой Пушкин получил смертельное ранение, И.Т. Спасский находился у его постели до момента кончины поэта и как судебный медик участвовал вместе с В.И. Далем во вскрытии тела умершего. 2 февраля 1837 г. доктор составил подробную записку о последних днях и минутах жизни Пушкина. «За 20 минут до смерти Пушкин попросил моченой морошки. Минут за пять до смерти П. просил поворотить его на правый бок. Даль, Данзас и я исполнили его волю: слегка поворотили его и подложили к спине подушку. Хорошо, сказал он, и потом несколько погодя промолвил: жизнь кончена!» — вспоминал позднее Игорь Тимофеевич.

 

Материал подготовлен по открытым источникам.

Фото на странице: РИА Новости

Фото на главной странице: Изображение картины Дмитрия Белюкина