Сегодня в Москве открылся всероссийский фестиваль NAUKA 0+, организованный Министерством науки и высшего образования РФ совместно с Правительством Москвы, РАН и МГУ им.М.В.Ломоносова. Одна из важных тем фестиваля — взаимодействие науки, бизнеса и государства. Сегодня на заседании бизнес-клуба Издательского дома "Коммерсантъ" в рамках фестиваля эту тему обсуждали ведущие эксперты в области науки и бизнеса.

Главные вопросы круглого стола — какой должна быть эффективная коммуникация между наукой, государством и бизнесом и что из себя представляет эта коммуникация сегодня?

Участники дискуссии: вице-президент РАН, заместитель председателя Оргкомитета Всероссийского Фестиваля NAUKA 0+ Алексей Хохлов, генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда, генеральный директор VisionLabs (входит в экосистему Сбербанка) Александр Ханин, президент Благотворительного фонда «Система» Анна Янчевская, заместитель директора Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан, исполнительный вице-президент по стратегии и развитию бизнеса ПАО «ВымпелКом» Александр Поповский, вице-президент по разработкам и исследованиям BIOCAD Роман Иванов

В начале дискуссии вице-президент РАН Алексей Хохлов описал ключевые проблемы во взаимодействии науки, бизнеса и государства. Среди этих проблем — отсутствие обратного запроса от промышленности по поводу того, какие продукты ей нужны от науки и в каком объёме, сильная бюрократическая нагрузка на ученых (отчетности, сроки, KPI и т.д.), а также нежелание частного бизнеса активно включаться в софинансирование науки.

"Важно, чтобы бизнес заявлял о том, что ему нужно от науки для развития конкретного направления этого бизнеса. Пока эти заявления трудно вытянуть из наших компаний", — отметил Алексей Хохлов.

Результаты прикладной науки должны воплощаться в реальные продукты: сначала в опытные образцы, а затем в продукты промышленности, добавил вице-президент РАН. Участники дискуссии сошлись во мнении о том, что сегодня именно этот переход представляет наибольшую сложность — нет единой стратегии как из научной разработки сделать качественный итоговый продукт, востребованный на рынке.

"Ученые зачастую делают открытие ради самого открытия. Ученый очень сильно погружен в свою работу, да и не он должен думать на данном этапе о том, как будет использоваться продукт, созданный благодаря его открытию. С моей точки зрения, это задача, прежде всего, государства", — считает заместитель директора Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан.

"Академической науке не хватает внимания к целеполаганию и защите интеллектуальной собственности", — добавил вице-президент по разработкам и исследованиям BIOCAD Роман Иванов.

Еще один участник дискуссии — исполнительный вице-президент по стратегии и развитию бизнеса ПАО «ВымпелКом» Александр Поповский — считает, что сегодня очень важно открыть доступ к внешнему рынку для российских компаний:

"Создавать инновационные продукты, ориентируясь только на российский рынок, очень трудно. Нужен доступ к глобальному рынку. Для Китая только локального рынка было бы достаточно, для России — нет", — прокомментировал Александр Поповский.

"Наша задача — создать живую экосистему, где будут рождаться идеи, такую креативную среду, где смогут появляться идеи, далекие от привычного нам детерминизма", — присоединился к дискуссии генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что большой переговорный процесс по вопросам взаимодействия науки и бизнеса должен вестись регулярно. Включение подобной дискуссии в программу фестиваля NAUKA 0+ в 2019 году является отличным стартом для продолжения диалога.

СПРАВКА
"Территория объединения бизнеса и науки" – это бизнес-клуб ИД «Коммерсантъ». Соорганизатор – Всероссийский Фестиваль NAUKA 0+. Мероприятие проводится при поддержке Российской государственной библиотеки.