Ученые выяснили, как знание нескольких языков влияет на когнитивный резерв человека

Билингвизм способствует замедлению возрастных изменений в мозге человека. К такому выводу пришли сотрудники НИУ ВШЭ совместно с учеными Нортумбрийского университета в Великобритании. Исследование опубликовано в психологическом журнале Frontiers in Psychology.

Когнитивное старение пагубно влияет на работу мозга: скорость обработки информации снижается, кратковременная и эпизодическая память становятся хуже, теряется контроль над языковыми навыками и визуально-пространственными функциями. На нейронном уровне этот процесс проявляется в анатомических изменениях в сером и белом веществах в определенных отделах мозга.

Скорость старения мозга у всех разная. Она зависит от когнитивного резерва человека – способности головного мозга справляться с повреждениями и сохранять уровень оптимальной работы. Чем больше резерв, тем мягче возрастные изменения. На формирование резерва на протяжении всей жизни влияют физическая активность, питание, тип досуга, уровень образования и другие факторы. Чем больше нейронных сетей выстраивается в мозге в ответ на внешние стимулы, тем они сложнее.

Чтобы узнать, какой эффект оказывает билингвизм на работу мозга в пожилом возрасте и как он соотносится с другими составляющими когнитивного резерва, группа российско-британских ученых провела эксперимент с участием 63 человек старше 60 лет. В ходе испытания билингвы лучше справлялись с фланговой задачей Эриксена, предназначенной для оценки концентрации внимания. Чем выше уровень языка и чем дольше продолжительность обучения, тем лучше был результат участников, при этом большую роль сыграл именно первый фактор. По словам исследователей, такой результат обусловлен тем, что,  переключаясь между двумя лингвистическими системами, билингвы постоянно сталкиваются с ситуациями конфликта и выбора.

«Билингвизм, в отличие от других факторов, формирующих когнитивный резерв, уникален тем, что он присутствует в нашей жизни постоянно. Мы можем начинать и бросать занятия спортом, выбирать то одну, то другую диету, менять работу, но вот язык остается с нами всегда. Мы общаемся, смотрим фильмы, читаем книги, и наш языковой центр в голове постоянно работает. В этом эксперименте мы увидели интересный феномен: при высоком уровне владения языком зависимость между успешным решением конфликтных задач и другими составляющими когнитивного резерва исчезает», – объяснил автор исследования, младший научный сотрудник Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Федерико Галло.

Автор фото: Aaron Burden / Unsplash