В первой половине XIX века это выглядело непонятно: на шлюпке с гребными колесами не дымила труба, и не стучал двигатель. Пассажиры не помогали судну веслами, но оно все же, хоть и неспешно, двигалось вверх по течению. 25 сентября 1838 года на Неве прошли испытания первого электрохода – судна, которое приводится в движение электричеством.
Многие изобретатели пытались создать электродвигатель, который можно было бы использовать на тех или иных производствах после того, как в 1821-м году Майкл Фарадей продемонстрировал принцип преобразования электрической энергии в механическую электромагнитным полем. Как заставить сердечник двигаться в поле электромагнита так же как поршень парового двигателя, то есть возвратно поступательно: эту задачу пытались решить ученые. Немецкий и русский физик Борис Якоби зашел с другой стороны: он предложил конструкцию двигателя с вращательным движением. Первый электрический двигатель с вращательным движением Борис Якоби создал в 1834 году.
Две группы магнитов: четыре неподвижных установлены на раме, остальные на вращающемся роторе. Для попеременного изменения полярности подвижных электромагнитов ученый использовал придуманный им коммутатор. Двигатель работал от гальванических батарей, его примерная мощность составляла 15 Вт, ротор вращался со скоростью 80-120 оборотов в минуту.
Якоби продолжал совершенствовать двигатель и в 1837 году предложил министру народного просвещения графу Уварову использовать электродвигатель в практических целях. По распоряжению Николая I была создана комиссия «Для производства опытов относительно приспособления электромагнитной силы к движению машин по способу профессора Якоби», которую возглавил адмирал Иван Крузенштерн.
На создание двигателя и установку его на судне выделили 50 тысяч рублей и шлюпку на 14 мест, которая изначально была рассчитана на 8 весел. Восемь метров в длину, 2,3 в ширину, гребные колеса в качестве движущего элемента. Внутри шлюпки, по бортам, разместили 320 медно-цинковых гальванических элементов, которые питали двигатели. На первых официальных испытаниях первая шлюпка-электроход прошла по Неве вверх и вниз 14 километров за 7 часов.
С этого момента началось развитие электродвигателей для их практического применения. Совершенствовались батареи и двигатели, увеличивалась мощность и скорость судов. Со временем идеи Бориса Якоби получили популярность за границей.
Сегодня преимуществом электроходов называют возможность быстро и плавно менять скорость и направление вращения движущего элемента и тихую работу двигателя. При этом используют разные источники питания двигателей. Дизель-электроходы имеют на борту двигатель внутреннего сгорания. Небольшие электромоторные лодки работают от аккумуляторов. Проводятся эксперименты с использованием солнечных батарей в качестве источника энергии для электродвигателя.
Фото: kolashtov / ru.123rf.com
По материалам из открытых источников